Оказывается,
несмотря на свою многовековую известность, о белёвских кружевах до сих пор не
написано коротко и внятно. Даже в Википедии такой статьи нет. Особенно
захотелось воспеть эту нашу региональную достопримечательность после недавнего
открытия выставки «Кружевные фантазии» в Тульском областном художественном
музее.
В
результате информационных раскопок у меня сформировалось новое знание.
Белёвское кружево самое древнее на Земле сохранившееся мастерство плетения. Это
РЕЛИКТОВОЕ искусство. Большая ошибка считать его «завезённым из Европы после изобретения железных иголок». А вятичам вместо булавок хватало рыбных
костей.
В
отличие от многих аналогов белёвское плетение не изобразительное, а смысловое. Как
у древних народов. Оно не симметричное и не регулярное. Это вольное буйство
смыслов. Нужно только знать и уметь находить эти смыслы. Более поздние кружевные
промыслы в иных землях создавали плетения и краше, и ажурнее, но точно с
меньшей энергетикой.
Главный
определяющий признак белёвского кружева это длинная вьющаяся лента, создающая
целостность узора. Это река-дорога, Ока-кормилица. Река – символ дороги жизни. Длинная река – желание
долгих лет. Возможно, самые ранние узоры начинались тесьмой, а потом
заполнялись межтесёмочные пространства.
Излучины «реки» образуют и хранят другие
символы. «Солнце-цвет» - желание богатства и счастья. «Дерево» – знак здоровья,
плодовитости и многодетности. В кроны вкладывались числовые смыслы оберегов. Пять,
шесть, семь излучин-кружал в кроне отсылали к буквам древнерусской азбуки
«Есть, Зело, Земля» со смыслами «иметь, много, благ». Каждая мастерица плела
свой узор со смыслами, пожеланиями и оберегами.
У
каждого белёвского узора есть свойство подлинного шедевра. Таковы, например,
полотна Кандинского – мастер изображает, что в голову взбрело, а знатоки и
зеваки объясняют себе и людям, насколько это символично и шедеврально.
Это и
есть секрет Белёвского кружева. Я так думаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий