суббота, 28 января 2017 г.

Кумир и кум с кумой



Задолго до крещения Руси появилось в древнерусском языке слово «кумир». Причём не в церковном значении «идол или божок», а в исконном, относящемся ко всему миру, к общинам и каждому человеку. Такими кумирами были вода, огонь, солнце, небо и много всякого иного. 

Потом люди обустроили кумирни для обитания своих кумиров. А потом появились христиане, обозвали кумиров идолами и свергли их. Кумирни порушили и построили храмы с другими божественными и святыми ликами. Дело это было кровавое. Значит, когда насильственно меняют кумиров, надобно считать это не эволюцией, а революцией.
В слове «кумир» сохранилась древняя и редкая приставка совместности или близости (ку-), которую академическая грамматика как префикс не выделяет. Понимаете, (ко-) есть, а (ку-) нет. Но мы-то знаем, что такая приставка есть в словах кувалда, кувырок, кудель, кудесник, кудри, кумекать, кураж, скукожить и в производных от этих слов.
У Фасмера написано, что «источник установить трудно». А мы смекнули и докумекали, что «кумир» получился от приставки и древнего корня «мiръ» в значениях вселенная, земной шар, свет,  весь род человеческий, община. Получается, «ку-мир» это к миру близкий и отношение имеющий.
Не трудно догадаться, что от «кумира» появилось известное сокращение «кум» для именования особо близкого, но не всем.
А где кум, там и кума для равновесия. Кум даёт ум, а кума сводит с ума. Как-то так.

Комментариев нет:

Отправить комментарий