Об
одоевском плетении написано мало. Не сформулированы даже основные признаки,
отличающие одоевское кружево от иных местных разновидностей. Поэтому
осмеливаюсь предложить четыре выявленных мною отличия.
Первое.
Вместе с белёвским узором в одоевском доминирует длинная извилистая лента как
основа композиции. Если такая лента не просматривается, то это не одоевское
кружево и не белёвское.
Второе.
В отличие от белёвской ленты одоевская более узкая. Если белёвскую ленту можно
сравнить с рекой-дорогой, то одоевская похожа на ручей-тропинку. Она тонкая и
изящная. Иногда её выделяли цветом.
Третье.
В одоевском узоре есть регулярность, то есть повторение одинаковых фрагментов.
В белёвском этого нет.
Четвёртое.
В одоевском узоре в отличие от белёвского есть симметрия по ширине, длине или в
обе стороны.
Примечательно,
что наличие регулярности и симметрии делает одоевское кружево изобразительным. Однако древние смыслы и
обережные знаки вплетаются в композицию. Они образуют, например, цветы. Часто –
с семью лепестками. Такие цветики-семицветики. По кромке изделий извивы ленты
формируют кроны из шести завитков, а в углах – из семи. Заветные числа шесть и
семь соответствуют древнерусским буквам ЗЕЛО и ЗЕМЛЯ. На современном русском
это значит МНОГО и БЛАГО.
Есть,
вероятно, и другие смыслы и особенности одоевского кружева, но они ещё ждут
своих исследователей. А для начала систематизации и этих особенностей
достаточно.
Я так
думаю. А если кто сомневается, пусть напишет убедительнее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий