четверг, 8 декабря 2016 г.

Архитектурная анонимность



Одной из причин невыразительности тульской архитектуры со второй половины ХХ века стала её анонимность. В советские годы тульскую архитектуру подавляло массовое строительство по типовым проектам. Редкие уникальные проекты дозволялось делать коллективам крупных столичных проектных организаций. Московские институты проектировали для Тулы Театр драмы и знаменитая «банкетка» - здание обкома партии и облисполкома.
 
В тульских проектных организациях персональное авторство подавлялось коллективизмом. В коллективном труде сложно установить персональное авторство. Обычно авторами формально признавались главные архитекторы проектов, которые своей подписью заверяли соответствие проекта действующим нормам и правилам. Подлинные авторы часто оставались в тени. С другой стороны, при вступлении в союз архитекторов к авторам проектов причислялись начинающие архитекторы, выполнявшие фактически чертежи с чужих авторских эскизов. Отдельной проблемой являются изменения, вносимые в авторский проект последующими корректировками без согласования с автором. Часто такие изменения вынуждали автора стесняться своей причастности к построенным зданиям.
Установление подлинного архитектурного авторства является сложной краеведческой проблемой. К сожалению этим не занимается публично тульская областная организация Союза архитекторов. Не проявляет в этом себя и Тульский историко-архитектурный музей, призванный писать и хранить истории общественно значимых зданий.
Тульская архитектурная анонимность не позволяет увековечивать авторство памятными досками на фасадах зданий.  Двадцать лет назад я предлагал принять градостроительные правила, обязывающие заказчика-застройщика в счёт общей сметы затрат на строительство устанавливать памятную доску об архитектурном  авторстве с годом постройки. И делать это до подписания акта о приёмке здания в эксплуатацию. К сожалению, такие правила до сих пор не установлены. Не приняты и решения, обязывающие согласовывать с автором все отступления от авторского проекта. Такие меры могли бы мотивировать архитекторов на создание градостроительных шедевров.
В постсоветские времена, с конца 80-х годов ХХ века в Тульской области оживилось строительство по индивидуальным проектам. Помимо работ института «Тульскгражданпроект» появились крупные работы первой в Тульской области негосударственной проектной организации – «Тулархпроект», созданной Союзом архитекторов СССР и его тульской областной организацией. Мне довелось быть первым директором «Тулархпроекта», и я с удовлетворением могу отметить многие замечательные постройки по проектам тульских архитекторов Бедриной, Головченко, Жежомы, Зайцева, Хуснутдинова, Чуриловой, Шатохина. Некоторые архитекторы создали впоследствии свои персональные творческие мастерские.
Полагаю, тульской областной организации Союза архитекторов России надо бы провести публичную выставку наиболее значимых архитектурных работ о построенных зданиях, сооружениях и комплексах. По итогам этой выставки принять постановление о признании построек объектами культурного наследия, памятниками нашего времени. 
Если власти Тульской области и города Тулы хотят не на словах, а на деле повысить местную туристическую и инвестиционную привлекательность, то могли бы поддержать изложенные выше предложения. Для этого даже бюджетных затрат не требуется – лишь умение мотивировать и делегировать полномочия.
Сообщение подготовлено для научной конференции "Тула ушедшего века", 8-9 декабря 2016г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий