суббота, 5 ноября 2016 г.

Кавардашка



Интернет-поисковики на запрос «кавардашка» выдают один ответ – «лепёшка, оладья, обычно из картофельного пюре». В моём детстве это было несколько иначе.  Я помню бабушкины кавардашки как лепёшки из всего, что под руку подвернулось. Обычно с мукой замешивались каши, толчёный горох или фасоль, отварная картошка.
Помню, кавардашкой я прозвал свою мелкую кузину, потому что она была пухленьким ребёнком, устраивала повсюду кавардак и была по фамилии – Блинова.

В словаре Даля слово «кавардак» имеет много значений. В том числе тульское губернское «род окрошки, селянки, с капустой, луком и толчеными сухарями». Я такой окрошки не помню. У меня крепко отложилось, что кавардак это рукотворный беспорядок. Иных смыслов не припоминаю.
В словаре Фасмера написано, что кавардак - «бестолковщина, путаница, беспорядок, неразбериха». Там же выведено происхождение слова «кавардак» из турецкого «kavurdak  - жаркое». Не исключено, что принесли это слово в Россию ветераны русско-турецких войн, подглядевшие у турок неприхотливое жарево-варево из смеси подручных продуктов.
Не понятно только, почему такое название блюда подслушано Далем только в Тульской губернии. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона написано без региональной конкретики, но с кулинарными подробностями: «Кавардак - местное название кушанья, приготовленного из смеси различных съестных припасов, или напитка, в состав которого входят водка, брага или пиво и сотовый мед. Отсюда, в переносном значении, К. — бестолочь, смуты, возня». Вот уже и политика приплелась.
На мой взгляд слово «кавардак» на тульской земле не закрепилось  в политическом смысле. Слишком слабая энергетика для политического варева. Поэтому мой внутренний патриотический голос возрадовался, когда у Срезневского я нашёл древнерусское слово «варя» в значении места для большой варки, удалённое от городов во избежание крупных пожаров. Там мог быть настоящий кухонный кавардак, в том числе и пожароопасное виноварение. Поэтому я не исключаю связь кавардака и кавардашки с древнерусскими «варями».

Комментариев нет:

Отправить комментарий