воскресенье, 12 марта 2017 г.

Акациры - беженцы III-IV веков



В Тульской области недавно подтвердилась давняя примета – если находки и открытия чего-нибудь стоят, то они идут прорвой. После выявления «тульковин» – беженцев Х века открылась давняя завеса над таинственными «акацирами». Их недавно упомянул в своей лекции тульский археолог Алексей Воронцов как первопоселенцев археологической площадки Упа-2. Это на месте будущего тульского микрорайона «Времена года».
По свидетельству Воронцова московские археологические светила приняли сообщение о тульских акацирах с восторгом. И было от чего. Ранее они были известны единственным своим обиталищем на среднем Дону в Липецкой области возле Задонска. Обнаружение акациров в тульских дебрях – это историческая сенсация с далеко идущими последствиями.

От древних римских и византийских авторов до современных исторических корифеев  акациры были известны как «кочевой скотоводческий народ, обитавший в III — IV веках на территории Европы от Приднепровья до Восточной Прибалтики и верховий Волги». Название «акацир»  выведено из тюркского «aq-kasir, aq-qasar». Мне это не понравилось. Тюрки не оставили каких-либо подробностей об акацирах. Отсюда и начала раскручиваться интрига.
Мои изыскания привели к убеждению, что акациры не были классическим этносом. При таком огромном ареале обитания они должны быть более известными. Как минимум своими вождями и конфликтами с соседями. А этого нет!  Позднейшая история акациров обычно связывается с их участием в образовании хазарского этноса и мишарей. Хазары хорошо знакомы на Руси, а мишари считаются татарским субэтносом Среднего Поволжья и Приуралья. С моей точки зрения мишари это откровенно русское, ключевое и говорящее, название смешанного населения, поселившегося вместе в силу житейских обстоятельств. Это вполне могли быть и беженцы от военных невзгод, в том числе от известного нашествия гуннов.
Меня радует такое понимание роли беженцев в формировании народонаселения как одна из возможных причин великих переселений народов. Особо порадовало мнение Алексея Воронцова об акацирах как о смеси народов, в том числе и потомков скифо-сарматского населения. Вот и ответ на тяжкие исторические вопросы – куда делись последние жители Великой Скифии, Великой Сарматии и Великой Тартарии? Разбежались и попрятались среди коренного населения. В том числе и в тульских дебрях верховий Дона.  
Не могу удержаться от толкований смыслов в имени акациров. По моей версии ключевым является корень <кац, коц>. С этим корнем связаны созвучностью и смыслами многие русские слова:
акация – колючее растение с красной или тёмно-бурой древесиной, символ страданий подобно терновому венцу;
коцавейка, кацавейка - короткая кофта.
коцать – резать, убивать;
коць – короткий плащ без рукавов, примитивная накидка беженцев;
Коцит (иноск.) - река плача и стенаний (в тартаре) по греческой мифологии;
закоцитный (иноск.) - замогильный.
Думаю, такие звуковые и смысловые совпадения неспроста. Во всяком случае, это полезные знания для продвижения проектов, связанных с гостевой и инвестиционной привлекательностью Тульской области.  Как минимум для тех, кто хоть что-то понимает в управлении проектами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий