В
Тульской области недавно подтвердилась давняя примета – если находки и открытия
чего-нибудь стоят, то они идут прорвой. После выявления «тульковин» – беженцев
Х века открылась давняя завеса над таинственными «акацирами». Их недавно
упомянул в своей лекции тульский археолог Алексей Воронцов как первопоселенцев археологической
площадки Упа-2. Это на месте будущего тульского микрорайона «Времена года».
По
свидетельству Воронцова московские археологические светила приняли сообщение о
тульских акацирах с восторгом. И было от чего. Ранее они были известны
единственным своим обиталищем на среднем Дону в Липецкой области возле
Задонска. Обнаружение акациров в тульских дебрях – это историческая сенсация с
далеко идущими последствиями.
От
древних римских и византийских авторов до современных исторических
корифеев акациры были известны как «кочевой скотоводческий народ, обитавший в
III — IV веках на территории Европы от Приднепровья до Восточной Прибалтики и
верховий Волги». Название «акацир» выведено
из тюркского «aq-kasir, aq-qasar». Мне это не понравилось. Тюрки не оставили
каких-либо подробностей об акацирах. Отсюда и начала раскручиваться интрига.
Мои
изыскания привели к убеждению, что акациры не были классическим этносом. При
таком огромном ареале обитания они должны быть более известными. Как минимум
своими вождями и конфликтами с соседями. А этого нет! Позднейшая история акациров обычно
связывается с их участием в образовании хазарского этноса и мишарей. Хазары
хорошо знакомы на Руси, а мишари считаются татарским субэтносом Среднего
Поволжья и Приуралья. С моей точки зрения мишари это откровенно русское,
ключевое и говорящее, название смешанного населения, поселившегося вместе в
силу житейских обстоятельств. Это вполне могли быть и беженцы от военных
невзгод, в том числе от известного нашествия гуннов.
Меня
радует такое понимание роли беженцев в формировании народонаселения как одна из
возможных причин великих переселений народов. Особо порадовало мнение Алексея
Воронцова об акацирах как о смеси народов, в том числе и потомков
скифо-сарматского населения. Вот и ответ на тяжкие исторические вопросы – куда
делись последние жители Великой Скифии, Великой Сарматии и Великой Тартарии?
Разбежались и попрятались среди коренного населения. В том числе и в тульских дебрях
верховий Дона.
Не
могу удержаться от толкований смыслов в имени акациров. По моей версии ключевым
является корень <кац, коц>. С этим корнем связаны созвучностью и смыслами
многие русские слова:
акация
– колючее растение с красной или тёмно-бурой древесиной, символ страданий
подобно терновому венцу;
коцавейка,
кацавейка - короткая кофта.
коцать
– резать, убивать;
коць
– короткий плащ без рукавов, примитивная накидка беженцев;
Коцит
(иноск.) - река плача и стенаний (в тартаре) по греческой мифологии;
закоцитный
(иноск.) - замогильный.
Думаю,
такие звуковые и смысловые совпадения неспроста. Во всяком случае, это полезные
знания для продвижения проектов, связанных с гостевой и инвестиционной
привлекательностью Тульской области. Как
минимум для тех, кто хоть что-то понимает в управлении проектами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий