Слово
«кацап» гораздо многозначнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд. По Фасмеру - это прозвище великорусов у
населения Малоросии. У Даля – простолюдин.
Но у Даля есть словцо «коцап» как тульское и
курское название раскольников. В России чаще всего «раскольниками» называли
староверов и старообрядцев с позиций сторонников реформ патриарха Никона,
начатых им в 1653 году.
Широкое
распространение в разговорном языке слово «кацап» получило в XVIII веке. Это
совпало с особо трудными временами для староверов в правление Петра I. Поэтому
первично всё же не прозвище великорусов и не простолюдинство кацапов, а их
неприятие церковных нововведений вплоть до бегства на чужбину. Соответствующую поправку и надо бы
внести в толковые словари и энциклопедии.
Думаю
не случайно, что в тульских кацапах-беглецах XVII-XIX веков тот же корень
<кац-коц>, что и в тульских акацирах-беженцах III-IV веков. Акациры и
кацапы одинаково «коцаные» переселенцы, битые и резаные.
Гонимые
новыми церковными порядками староверы массово уходили в безопасные места. Много
их переселилось и в Тульскую губернию.
Было время, когда тульская земля стала убежищем для «беглопоповцев». Так называли беглых священников, которые с
конца XVII века массово переходили от официального никонианского православия в
старообрядчество. Беглопоповцы из разных мест Российской империи обращались к
тульскому священнику Павлу для воцерковления их по старой вере. Это сообщество
называлось «тульским согласием».
Тульское староверчество особенно крепко держалось в среде купцов и
ремесленников.
Есть
у Даля и внецерковное тульское слово «коцапый» для характеристики придирчивого
человека. Тульская коцапость-придирчивость
благополучно сохранилась до наших дней. Особое недоверие к чиновникам и
начальникам всех мастей. Поэтому управлять тульскими кацапами нужно тонко и
умело. По этой теме впору брендовый учебный спецкурс управления создавать.
Особенно пришлым "варягам" его полезно освоить. Иначе можно огрести
"до отвала".
За
примерами далеко ходить не надо - с развитием информационных технологий
коцапость легко и полностью овладела тульским интернет-пространством. В итоге
отвергнуто, покоцано и надкусано множество полезных начинаний и проектов, погублено немало приличных и конструктивных
сетевых сообществ.
Для
иллюстрации нашёлся в Интернете портрет староверческого священника Павла
Тульского. Художник И. Болотников. Понятно, что
православная церковь не жалует выдающегося старовера. Удивительно, что ни
светская власть, ни её оппозиция не додумались увековечить и «раскрутить» его
для пользы дела и для нового тульского согласия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий