вторник, 14 марта 2017 г.

Кацапы – беглецы от напастей



Слово «кацап» гораздо многозначнее и интереснее, чем кажется на первый взгляд.  По Фасмеру - это прозвище великорусов у населения Малоросии. У Даля – простолюдин.
 Но у Даля есть словцо «коцап» как тульское и курское название раскольников. В России чаще всего «раскольниками» называли староверов и старообрядцев с позиций сторонников реформ патриарха Никона, начатых им в 1653 году.
Широкое распространение в разговорном языке слово «кацап» получило в XVIII веке. Это совпало с особо трудными временами для староверов в правление Петра I. Поэтому первично всё же не прозвище великорусов и не простолюдинство кацапов, а их неприятие церковных нововведений вплоть до бегства  на чужбину. Соответствующую поправку и надо бы внести в толковые словари и энциклопедии.
Думаю не случайно, что в тульских кацапах-беглецах XVII-XIX веков тот же корень <кац-коц>, что и в тульских акацирах-беженцах III-IV веков. Акациры и кацапы одинаково «коцаные» переселенцы, битые и резаные.

Гонимые новыми церковными порядками староверы массово уходили в безопасные места. Много их переселилось и в Тульскую губернию.  Было время, когда тульская земля стала убежищем для «беглопоповцев».  Так называли беглых священников, которые с конца XVII века массово переходили от официального никонианского православия в старообрядчество. Беглопоповцы из разных мест Российской империи обращались к тульскому священнику Павлу для воцерковления их по старой вере. Это сообщество называлось «тульским согласием».  Тульское староверчество особенно крепко держалось в среде купцов и ремесленников.
Есть у Даля и внецерковное тульское слово «коцапый» для характеристики придирчивого человека. Тульская коцапость-придирчивость  благополучно сохранилась до наших дней. Особое недоверие к чиновникам и начальникам всех мастей. Поэтому управлять тульскими кацапами нужно тонко и умело. По этой теме впору брендовый учебный спецкурс управления создавать. Особенно пришлым "варягам" его полезно освоить. Иначе можно огрести "до отвала".
За примерами далеко ходить не надо - с развитием информационных технологий коцапость легко и полностью овладела тульским интернет-пространством. В итоге отвергнуто, покоцано и надкусано множество полезных начинаний и проектов,  погублено немало приличных и конструктивных сетевых сообществ.
Для иллюстрации нашёлся в Интернете портрет староверческого священника Павла Тульского. Художник И. Болотников. Понятно, что православная церковь не жалует выдающегося старовера. Удивительно, что ни светская власть, ни её оппозиция не додумались увековечить и «раскрутить» его для пользы дела и для нового тульского согласия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий