понедельник, 30 декабря 2019 г.

Итоги личные, 2019




Продолжаю путь по стезе новаторства. Пишу короткие новеллы. Часто чувствую себя первооткрывателем и успешным ревизионистом словесных корней и первосмыслов. Есть изумительные и восхитительные находки. Во всяком случае, выявленные мною связи не опровергаются.

Со дня запуска этого блога 1 июля 2013 года написано и опубликовано 655 сообщений. Самой популярной остаётся «Ода краеведению» от 5.12.2014. По состоянию на конец 2019 года у меня более 35 тысяч просмотров из России. Зарубежные просмотры скромнее: США – 7026, Украина – 3640, Германия – 1558, Канада – 804, Франция – 866, Египет - 613.

За 2019 год написано и опубликовано 75 сообщений, преимущественно о смыслах и происхождении слов. Самыми увлекательными для меня исследованиями были первосмыслы слов гунны, готы, германцы, кельты, галлы, киммерийцы, хазары, казаки.
Порадовали открытиями и перспективами  родственные связи однокоренных слов кожа, коза и хозяин.
Удачными были сообщения по тульской топонимике – «Дон в смысле владения» и «Мурава, муравей и Муравский шлях».

В минувшем году по-прежнему не продвигались предложения по развитию региональной культуры. Написал два письма губернатору Тульской области - О создании регионального Корпуса гражданской службы (16+) для подготовки хозяйственников от дворника и управдома до генералов управления  и  Об особом порядке рассмотрения полезных предложений, исключающем ведомственные отписки.
Получены письменные отказы правительства Тульской области по причине ненадобности. Посему, этому составу регионального руководства больше писать не буду.

Пополнялся проект "Глобус Тулы" и моя коллекция в виртуальном музее звукосочетания «ТУЛ».

На портале «Проза.ру» у меня более 11600 читателей, прирост за год около пяти тысяч.   Здесь опубликовано 234 произведения.  Из них постепенно пополняются 8 сборников.  Самый толстый их них – «Славословие. Спецкурс для славистов и ценителей». В нём уже 56 новелл. Немногим менее в сборниках «Кудесь – кому надо здесь» и «Эпатаж-краеведение».


В 2019 году я вдохновился написанием текстов для плакатов. Это краткое мнение о злободневных проблемах. За год получилось 70 публикаций на моих сетевых страницах. Вот наиболее жизненные:
2.Туляки блох куют, когда некому их достойно озадачивать. ВКонтакте- 10.02.2019.
13.Ныне бесплатные советы не ценятся, а ценные не оплачиваются. Фейсбук-24.04.2019.
44.Жить бедно не стыдно, стыдно жить грязно. Почему бедные муниципалитеты не создают свои клубы чистоделов? VK-28.07.2019.
45.Лучшие общественные пространства – не мощёные площади и скверы, а живые изгороди и стриженые газоны. ФБ-1.08.2019.
54.Россия – страна авральщиков. Порядок в жилищах и селищах блюдут не каждодневно, а по вескому поводу. ФБ-23.10.2019.

56.Если в каждом муниципалитете нет хозвзвода будущих управленцев, то в стране не будет успешных генерал-губернаторов и президентов. ФБ-26.10.2019.

Проведено за год 14 собраний краеведческого клуба «Вятшее Верховье», а всего 67 со дня его основания 4 декабря 2015 г. Это о древнейшей истории Среднерусской возвышенности, где тысячи лет жили наши предки со времён оледенений и послеледниковых паводков.

В ближнем моём окружении год прошёл без крупных неприятностей. И это радует. Посему, поздравляю всех с Новым Годом. Желаю здоровья и благополучия моим друзьям и читателям.


суббота, 28 декабря 2019 г.

Хозяин от козы



До каких пор будет умаляться словотворчество русского языка в угоду национальным меньшиствам? Дошли до того, что Википедия произвела русское слово «хозяин», от чувашского, татарского и азербайджанского [хоза]. Там же белорусский «хадзяiн» выведен из  слова «хадзiць» - ходить. И там же написано, что якобы древнерусским из тюрского источника является слово «ходжа» - господин. Зато не мудрствуя лукаво древнерусское слово «кожа» якобы произошло от праславянской формы «koza, kozja (козья шкура)».
Между тем , в Словаре Срезневского есть замечательные древнерусские слова «къзъ, къзь» в значениях кожа, шкура, сафьян (выделанная козья шкура).
Оказывается, с козой связано и слово «козырь» в исходном его значении «щиток из козьей шкуры», поисхождение которого Викисловарь не знает.
Все вышеперечисленные факты убедили меня, что от «козы», точнее от древнерусских слов  «къзъ, къзь» могли произойти слова хозяин, козырь и кожа.
Наиболее общим корневым первосмыслом этих родственных слов может быть защита. Кожа защищает тело. Хозяин защищае хозяйство. В том же смысле оберега и защиты древнегреческая коза Амалфея, кормилица Зевса в младенчестве и его защитница посмертной шкурой (эгидой) в войнах с титанами.
Можно ещё добавить для убедительности, что вопреки Википедии слово «сафьян» могло произойти не от персидского seχt‎ «крепкий, жёсткий». Потому что сафьян – это тонкая и мягкая козья кожа, т.е. не жёсткая. Более подходит древнегреческое происхождение от ΣΑΦΑΝΗΣ  [сафанис] - надёжный. От которого, кстати, могло пойти и современное английское слово «safe» в значениях сейф и надёжный.

среда, 25 декабря 2019 г.

Хазары хозяйственные - скифское отродье



Не пора ли пересмотреть наше отношение к « неразумным хазарам, как к врагам и якобы иудеям? Считается, что это самоназвание народа с неясным происхождением слова.
Хазары стали известны вскоре после гуннского нашествия (370 - 469). По этой причине их объявили тюркоязычными и кочевыми. Вершиной величия народа признаётся Хазарский каганат (650 - 969).
Получается, что первые двести лет хазарской истории покрыты мраком неизвестности. В Википедии скромно написано: «Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана, хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму, на Дону и особенно в Нижнем Поволжье, куда в VIII веке была перенесена столица государства».
Не понятно, почему тюркоязычие хазар до сих пор не опровегнуто. В той же Википедии о хазарах можно прочитать, что  в одном из списков жития святого Кирилла (одного из создателей славянской азбуки), который, как известно, прежде чем прибыть на Русь, побывал сначала у хазар: «Козары бяше народ скифский, языка славянского или русского».

Тогда по моей версии слова козары, козаки и коза могут быть однокоренными, т.е. родственными. Козары и козаки – вольные защитники себя и нуждающихся. Козы – легендарные защитницы от голода, холода и напастей по языческой мифологии. Так получается логичная наследственная цепочка – хазары потомки скифов и предки казаков. Посему, слово  «козары» могло быть прозвищем населения с преимущественно козьим или мелкорогатым скотоводством. Особенно в местах мелколесья и прибрежных зарослей.
К тому же, по правилам русского словообразования типично использование суффикса –ар. Так именуются профессионалы по предметам деятельности: овца – овчар, коза – козар (хазар).
Иначе можно взглянуть и на отношения хазар со славянским населением. Считается, что славяне платили дань. Об этом есть известное летописное свидетельство: А козаре имахуть на полянех, и на сѣверехъ, и на вятичихъ, имаху по бѣлѣ и вѣверици тако от дыма — Повесть временных лет, в лѣто 6392 (884г.). Это о платежах хазарам от полян, северян и вятичей по одной малой шкурке с дыма. Больше похоже не на дань, а на взнос за охрану от напастей. Вполне разумная и посильная плата за услуги международной взаимопомощи.  Как ныне по договорам о коллективной безопасности. Тем более, если хазары и славяне были братскими народами, потомками скифов.
Такая простая версия объясняет утверждение Википедии, почему твёрдо связанные с собственно хазарами памятники (культуры) пока не идентифицированы.
Кстати, от слова «коза» произошли слова кожа (защита), хозяин (защитник), хозяйство (защищаемое хозяином). Но это уже отдельная тема.

понедельник, 23 декабря 2019 г.

Галлы - значит «сильные»



Как можно существенно поднять привлекательность галлов? Надо найти первосмыслы именования. Потому что по версии Википедии этимология этнонима «галлы» является дискуссионной.
Известно, что галлы – это один из коренных народов Европы. Они соседи и современники кельтов, италиков и иберов. Современные историки отвели им достойное место в пространстве и времени. В пространстве – левобережье Рейна от Пиренейских гор и Альп до Атлантического океана. Во времени – около 500 лет от начала V века до н. э. до завоевания Римом в 51-59 годах.
Меня не убеждают все версии происхождения слова «галлы». Особенно, от их якобы молочной белолицести.
В словарях я нашёл несколько однокоренных слов:
*галеон (исп. galeon, от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с сильным артиллерийским вооружением,
*галоп – сильный аллюр.
*galla - (латин.) терпкое вино.
*gallon – мера объёма сыпучих веществ и жидкостей в разных странах (3,7 – 4,5л).
*gallor- (латин.) неистовствовать.

Наиболее общий смысл этих слов  - «сильный».
Кстати, женскому имени Галина приписывается греческое происхождение в значении «спокойная» от некой богини спокойного моря. Понятно, что смыслы «сильный» и «спокойный» могут быть тесно связаны. В сочетании «спокойная сила» ощущение силы усиливается спокойствием.
Мне нравится, что происхождение слова «галоп» могло быть связано с галлами двумя латинскими корнями:  gall+ops = галл + сила, мощь.  К тому же  «конь», издревле был символическим животным галлов.

Посему, слово «галлы» могло быть самоназванием галлов от корня *gall-  с первосмыслом «сильные» - телом, духом и хозяйским достатком на зависть соседям.

пятница, 20 декабря 2019 г.

Казак от козы



Продолжаем исторический ревизионизм по вновь открывшимся обстоятельствам. На этот раз о происхождении и первосмыслах казачества. Почему древнерусское слово «козакъ» стало «казаком»?  Очевидно, из желания облагородить происхождение слова, чтоб не обидно было всему казачеству. Учёный мир напрягся и придумал несколько объяснений.
В Викисловаре написано, что слово казак происходит от тюркск. kаzаk «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга». Др.-русск. козакъ зафиксировано в грамоте 1395 г.
А ещё в Интернете можно найти, что якобы есть слово «qazaq» в мамлюкско-арабском словаре в значениях «бессемейный», «одинокий», «неприкаянный» или «бездомный», «бесприютный», «скиталец», «изгнанник», а также «свободный».
И будто бы в библиотеке собора Святого Марка в Венеции, в единственном экземпляре словаря «Codex Cumanicus» (1303 год) есть выражение «ghasal cosak» [хасал косак] — стража.

Почему бы не признать, что гораздо убедительнее версия происхождения слова «козакъ» от козы. В русском языке есть похожие примеры словообразования с суффиксом –К: РЫБА-РЫБАК, ДУРА-ДУРАК. Поэтому КОЗА-КОЗАК очень даже может быть.
При этом вышеперечисленные «комплименты» к козе тоже удачно прикладываются.
Коза может быть свободной и одомашненной. Она может быть независимой бродягой, самостоятельно добывающей подножный и подручный корм. У козы есть рога для защиты от напастей, шкура для тепла, молоко и мясо на прокорм человечества. Потому коза и кормилица, и защитница.
Стало быть, у казаков нет оснований пренебрегать таким благородным происхождением. Казаки как вольные козы могли обретаться где дозволено или бесхозно.  Посему, казачество не этнос. У него нет общности языка, территории и национальности. В первосмыслах, слово  «козаки» могло быть прозвищем вольных семей и селений преимущественно с козьим или мелкорогатым скотоводством. Хорошо подходят лесостепные земли, обильные веточными кормами, и прибрежные заросли.


среда, 18 декабря 2019 г.

Кельты, значит "быстрые"


Почему бы о кельтах не написать коротко и ясно.  Главные вопросы:
Когда и где жили кельты?
Как появилось слово «кельт»?
Какой в нём первосмысл?
Известно и не оспаривается, что кельты – древний европейский народ. Впервые упомянут в V веке до нашей эры как коренное население верховьев Дуная.
В своих исканиях я уверился, что кельты и галлы разные народы – по культуре и месту жительства.
Вопреки Википедии древнегреческое слово «кельт» произошло не от κελτοι [кельты] - галлы, а от κελητος [келитос] – гонщик, быстрый.  Это соответствует ещё одному значению слова «кельт» - грубая шотландская шерстяная ткань (быстрой вязки). Только эта ткань названа не «от древн. шотл. и ирл. cealt — одежда». Наоборот – от кельтской ткани появилось слово «cealt» [килт] в значениях ирландской одежды и шотландских мужских юбок (для быстрых нужд).
Кроме того, в Древнегреческом словаре Дворецкого нашлось слово *κελησ [келис] - быстрая лодка, челн.
Следовательно, слово «кельты» древнегреческого происхождения с первосмыслом «быстрые».
Они жили преимущественно рыболовством и охотой на реках среди дремучих лесов. От лесных дебрей и речных извилин могли родиться  знаменитые кельтские плетёные узоры с растительными и животными вставками.
В эпоху наибольшего могущества народа западными по Рейну соседями кельтов были галлы, восточными по Висле – сарматы, южными по Альпам – италийцы (ромеи) и даки. На севере кельтских земель был Сарматский океан (Балтийское море).

воскресенье, 15 декабря 2019 г.

Германцы от корня близости



Какой смысл в названии германцев? Сами они себя обозвали, или посодействовал кто?
Попытки примитивного толкования слова «гер+ман» как «господин+человек» должны пресекаться безоговорочно, потому что среди германских племён известны гермионы, гермундуры и херуски.
Кроме того задолго до первого упоминания германцев жили «германы» в Иберии, на землях современной Каталонии.  Однако на происхождение германцев из Иберии никто никогда не зарился.
Что писали авторитеты?
Тацит в конце I века сообщил, что бог Манн породил германцев.  С точки зрения лестного именования народа Тацит прав. Составленное из двух корней именование германцев, частями и в целом известно по Большому латинско-русскому словарю Дворецкого:
*heres – наследник, потомок.
*germanus – близкий, единокровный, родной, настоящий;  брат, германец.
*Mannus – (латинск.) Манн, бог германских язычников, который возможно в  германской мифологии имеет римские, этрусские и санскритские корни:
*Manes - (латинск. ) Ма́ны, добрые, или светлые, души умерших у этрусков и древних римлян, почитавшиеся божествами и покровительствовавшие своему роду. Известны с 450-451гг. до н.э.
*Ма́ну  - (санскр.) титул, которым в текстах индуизма называют прародителя человеческого рода. Это первый царь, правивший землёй и единственный человек, спасённый Вишну от всемирного потопа.
 «По современной версии, слово «германцы» в латыни является заимствованным и происходит от кельтского слова, которым жители Галлии обозначали отличные от них соседние (в частности, живущие за Рейном) племена. Предположение базируется на уэльском ger, ирландском gearr — термины, означающие территориальную близость». Это из Википедии в статье Германцы (племена).
Получается, что германцы получили имя от кельтских галлов!  Но территориальное землячество – это частный случай близости. Если вспомнить современное английское местоимение her (её) то здесь близость притяжательная личностная.
А в латинских словах heres, germanus корневые смыслы родственной близости.
В общем случае в имени германцев первый корень *гер\her- выражает смысл близости. Второй корень *ман- уточняет близость наследственную к языческому богу Манну. Посему утверждения о различиях кельтов и германцев сильно преувеличены.

Не исключено, что германцы всего лишь более нуждавшаяся и разбойная часть кельтского населения как на этой картинке из Интернета.  Прозвище германцев изначально могло быть удобным для вымогательств и грабежей не из корысти, а именем бога Манна, как у нас «Христа ради». Тут кстати и связочка с библейской легендой о Манне Небесной, накормившей соплеменников Моисея в хождениях по пустыне.  
Следовательно, для кельтов германцы были братьями. Для галлов германцы могли быть кельтскими разбойниками, собиравшимися в ватаги повсеместно, где было голодно.  Обычно, от невозможности или желания трудиться на земле. Это более логичная версия, чем принятый исторической наукой исход германцев с чадами и домочадцами из южной Скандинавии на благодатные кельтские земли.
И это ещё один повод усомниться в так называемой «Теории переселения народов». Не все единодушно перелетают как птицы. Обременённые хозяйством семьи, не уходят с насиженных мест и могил предков без катастрофической причины. Да и по причине остаются старые и хворые. Они и сохраняют для историков названия рек, гор, народов, богов и прочего наследия.

вторник, 10 декабря 2019 г.

Киммеры и химеры



Почему древние греки нарекли «доскифские народы» киммерийцами? Большой энциклопедический словарь пишет, что КИММЕРИЙЦЫ — племена Северного Причерноморья в 8-7 вв. до н. э. Теснимые скифами, захватили значительную часть Малой Азии, где смешались с местным населением. Почему бы киммерийцам не смешиваться со скифами без эмиграций на чужбину?
Интересно, я первым заметил, что древнегреческое название киммерийцев Κιμμέριοι [киммерии] почему-то сильно похоже на «химеры»?
По версии Википедии Химера (др.-греч. Χίμαιρα [химаира], букв. «молодая коза») — в греческой мифологии огнедышащее чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи.
В общем случае надо бы признать химерами любых фантастических чудищ, собранных из фрагментов разных животных. Среди наиболее известных химер сфинксы, грифоны, русалки, крылатые змеи, кентавры, Пегас и проч.
В Древнегреческом словаре Дворецкого есть подходящее слово ΧIΜΑΡΟΣ [химарос] – коза, козёл. Без разделения на мужские и женские особи!
Древние греки могли уподобить ужасных киммерийцев химерам за одежду из козьих шкур, козлиную бородатость или за традицию украшать себя рогами. Отсюда и происхождение названия народа.

А вот для просветительской наглядности и подходящая картинка из Интернета от американского художника Kekai Kotaki.
Возможно, древние ассирийцы и аккадцы ранее греков испытали на себе ужас от вытесняющих их киммерийцев, называемых ими  Gimiraia (Гимирая).
Вероятно, от киммерийцев мог появиться при сочинении германо-скандинавской мифологии великан Гимир, сохранявший нейтралитет в войнах небесных богов асов с земными ванами западного берега Дона. Его голова была необычайно твёрдой, считалось, что нет ничего твёрже его лба. Возможно, - за козлино-баранью твердолобость.
Теперь об однокоренных словах:
*Кимры – город в Тверской области на реке Кимра, ныне Кимрка. Понятно, что город назвали от реки. А река могла получить имя, связанное с козами. И это более вероятно, чем связь с гораздо более древними киммерийцами.
*кимр – (устар.) то же, что валлиец; представитель кельтского народа, составляющего коренное население Уэльса. Тут пусть британцы разбираются в связях своих кимров с козами или киммерийцами.


четверг, 5 декабря 2019 г.

Коза и козерог



Какая связь козы и козерога? На первый взгляд  - никакой связи нет. Коза домашнее животное. Козерог – животное мифическое, давшее названия знаку Зодиака и созвездию.

Однако в деталях много общего. Доказательством могут быть две картинки из Интернета. Слева – современная домашняя коза. Справа – древний каменный рельеф человека с Козерогом (Stone relief sculptured panel of a man holding an Ibex) из коллекции Лувра. Коза и Козерог похожи как близнецы.
Коза одомашнена на Ближнем Востоке около 9000 лет назад.
Каменная плита найдена на Ближнем  Востоке при раскопках дворца ассирийского царя Саргона II, правившего там в 713-706 годах до н. э. Но козерог известен из шумерских календарей (4500 лет назад), где его изображали козлом с рыбьим хвостом.
Ключевой объединяющий признак козы и козерога – рога. Посему пора бы принять новое понятие: «Козерог – общее историческое название мелкого рогатого скота (козы, козлы, овцы, бараны)».
По греческой мифологии Козерог ведёт свою историю от козы Амалфеи (буквально «нежная богиня»), дочери Гелиоса, кормилицы Зевса. Её посмертная шкура  (эгида) защищала Зевса в войнах с титанами. В древних мифах о козерогах сохранён первородный знак сдвоенных рогов как оберег и покровительство могущественными силами.
Поэтому надо бы критично относиться к сложившимся предрассудкам и отказаться от символизма глупости для коз и вонючей похотливости для козлов.