суббота, 29 февраля 2020 г.

Истуканы пасхального бедствия



Дивлюсь я на зарубежных учёных. Недавно преподнесли как великое открытие разгадку тайны острова Пасхи. Выдвинули версию о создании знаменитых истуканов для повышения урожайности местных угодий. Полагаю, не было нужды заботиться древнему населению о повышении урожайности. Что уродилось, то и ладно.
По моей версии население острова Пасхи могло привлекать мореходов огромными истуканами как заметными издалека  знаками обитаемости. Например, чтобы не вырождаться от близкородственных деторождений или от потребности в общей эвакуации. Если это были сигналы бедствия, то их план эвакуации сработал, и остров обезлюдел. Не даром же большинство истуканов стоят на побережье острова.

Но почему-то мою версию учёные не продвигают. Видимо это непостижимо для научных сфер. Может, не испорченные наукой граждане посодействуют ретвитами и суждениями.
Кстати, слово «истукан» считается древнерусским и  старославянским  производным от глагола «тукати» - ударять, стучать. В том числе, чтоб достучаться до отзывчивости.
Так в истукане получился смысл фигуры, сработанной ударами резца или зубила по дереву или камню. Суффикс –ан добавлен для усиления корня подобно словам великан, декан, критикан, старикан.

вторник, 25 февраля 2020 г.

Льзя против нельзя



Как родилось слово «нельзя»? Почему в нём отрицательная приставка считается составной частью корня?
Почему-то забыли, что в древнерусском языке было слово ЛЬЗЯ – можно. В словаре Срезневского есть варианты его написания с буквой ять – ЛЬЗѢ, подобное МОЖЕ. Там же документальная фраза от 1268 года: «Бяше не лзѣ ихъ взяти» - было нельзя их взять. Здесь «лзѣ» с буквой ЯТЬ - это мой любимый пример перерождения ЯТЬ в Я, которым я доказывал возможность существования тульского феномена «ЗАВЯТАЙ», более близкого к вятичам, чем «заветай и завитай».
Понятно, что «нельзя» получилось от слияния слова «льзя» с отрицанием «не».
Полагаю, что корень *лз- породил помимо «нельзя» несколько однокоренных слов. Среди них – лаз, слазь, лезть, луза, польза, слеза и проч.
Почему-то никто ещё не написал, что у наших предков «нельзя» могло получиться из «не лезь, не лазь» в процессе воспитания подрастающих поколений.

суббота, 22 февраля 2020 г.

Фризы, значит свободные



Почему до сих пор не известно происхождение слова «фриз»?  Ни как народ, ни как архитектурная деталь, ни как ворсистая ткань.

Полагаю, название ткани и архитектурной детали произошло от имени народа.
Фризы документально известны с I века до н.э. Память о них сохранилась в современном названии одной из нидерландских провинций – Фрисландия. Сохранился в трёх диалектах фризский язык как «мостовой» между английским и немецким.
Есть ли первосмысл в названии народа? По моим изысканиям, фризы могло означать "свободные". От них англам досталось слово free, а германцам - frei с тем же смыслом. Тогда их предками на тех же землях могли быть более древние кельты или галлы. Т.е. фризы свободные или отдельные от кельтов или галлов.
Современниками и соседями фризов были англы, саксы и юты.

четверг, 20 февраля 2020 г.

Калаф скифский



Почему бы России не признать конституционно скифов и сарматов своими предками? Более чем на тысячу лет продлилась бы наша история в глубь веков.
Со времён успешных походов скифов аж до Египта известно замечательное слово «калаф». Изначально калаф имел смысл наследственного статуса верховного правителя. В арабских языках от калафа (chalafa - наследовать) появился древний титул восточных правителей «калиф». Калафом стал и соответствующий статусу головной убор правителя типа царственного венца, тиары или короны.
Летом 2019 года экспедиция Института археологии РАН нашла золотой скифский калаф на Дону в Воронежской области. Определили по останкам погребения, что это женский головной убор и датировали четвёртым веком до нашей эры. Не от таких ли калафов пошли традиционные русские кокошники? Тогда это ещё одно доказательство преемственности скифского наследия.

Иллюстрации свободно найдены в Интернете. Слева фрагменты воронежского раскопа, справа – калаф в сборе из скифского кургана Толстая Могила, Днепропетровская область.
Древние греки словом κάλαθος [калафос] называли круглые корзины и схожей формы  сосуды для вина и прочих жидкостей.
Спустя много веков в Европе калафами стали называть плетёные каркасы для пышных юбок. Получилось каждому народу своё. Одним величие на чело, другим тара, третьим – бутафория на бёдра.
Полагаю, российские права на скифскую наследственность получат ещё много доказательств. Скифский калаф как предок кокошников мог быть лишь одним из таких доказательств, знаком женской царственности.

суббота, 15 февраля 2020 г.

Тула и толос



В 2008 году я проводил исследование первосмыслов корня *тул- для брендирования города-героя Тулы. Тогда у меня преобладающими смыслами получились вместилище, хранилище и убежище. Убедительными примерами и носителями похожих смыслов были однокоренные слова тул – колчан для стрел,  тулуп – защита от холода. Особенно впечатляло латинское слово mutulus [мутулус] в значениях ракушка, убежище.

Недавно попалась в Интернете картинка с древними сооружениями – толосами. Вот цитата из Большой советской энциклопедии:  «фолос (греч. thо́los), круглая в плане, обычно монументальная, культовая постройка — гробница или храм. В 16—12 вв. до н. э. (толосы) были распространены на Крите, в Греции…».
При проверке нашлись в греческих словарях дополнительные смыслы: «φωλάς, φωλεός - нора, берлога, логовище». Чередование [Ф-Т] и [О-У] при заимствовании иностранных слов хорошо известно специалистам. К тому же от древнерусской буквы «оук» со временем получались слова с написанием современных букв О и У.
Новые смыслы норы, берлоги и логова применительно к названию города Тула позволяют более уверенно легендировать местное природное и культурное наследие для пущей инвестиционной и туристической привлекательности.


среда, 12 февраля 2020 г.

Матриотизм и матчество



В дополнение к патриотизму и по справедливости полезно учинить матриотизм. Это когда любят не властителя и власть, а место рождения, малую и большую Родину. Родину легче защищать и обогащать, чем ощетинившуюся законами и указаниями власть.
А вот похожая ситуация с безотцовщиной. Дорос человек до совершеннолетия и понял, что нет у него отца. Тогда вместо обидного прочерка в графе отчества можно по зарубежным образцам записывать вторым именем матчество.

И появились бы Верычи, Надеждичи, Любычи, Мариничи, Юличи…
А также Верышна, Надеждишна, Любышна, Маринышна, Юлишна и т.д.
Красиво, как древнее наследие! Главное - не увлекаться суффиксами, не городить многоэтажие. Матчество должно быть простым и ласковым.
А дальше рождается идея матриократии. В отличие от матриархата это не власть женщин вообще, а всеобщее почтение матерям и к их материнским заветам. Чем больше у матерей детей, тем больше должно быть почтения и облегчения забот. Возможно, это и есть путь к необходимому ныне росту населения и к общенародной государственной идее.
Жаль, что никто из наделённых полномочиями не предложит такую поправку в текущую кампанию по изменению российской Конституции.

понедельник, 10 февраля 2020 г.

Ревякино медвежье



О чём говорит название Ревякино? Какой здесь главный корень – рев или вяк? Тульское Ревякино ныне железнодорожная станция, посёлок и деревня в 17 км севернее Тулы. Впервые документально упомянута деревня Ревякино в Писцовой книге 1587 года.
Самым ранним носителем созвучной фамилии был московский крестьянин Ревяка Скрябин в 1535 году. Однако нет никаких оснований привязать этого Ревяку к названию деревни. 

Но Ревяка мог быть прозвищем. Такое же прозвище было у медведей. Чтобы не накликать бед упоминанием их видового названия, прозвищ было много – ревун, ревяка, ревякин, рыкарь, хозяин, мишка, меч, Михаил Потапыч и т.д. 
Не случайно в приходе Успенской церкви села Ревякино была соседняя деревня Грызлово. Поэтому часто в просторечии Ревякино именовалось Грызлово. Может там медведь кого-то погрыз.
Посему не исключено, что местное название Ревякино может быть связано с медвежьим соседством в ближних лесах. Похожая местная легенда известна с 19 века про Ревякино Вязовской волости Псковской губернии.
Возможно медвежье происхождение в названиях одноимённых деревень в Иркутской области и в Сумской области Украины.

пятница, 7 февраля 2020 г.

Заговень морковкина



Сколько ждать «до морковкиной заговени»? Оказывается, сколь угодно долго. Потому что «морковкина заговень» может не наступить вовсе. Потому что «зАговень» - это последний день перед говением – уговором не есть непотребное, поститься. Потому что добровольно отказаться от морковки не может никакая живность от зайцев до слонов, включая разумное человечество.

В слове «зАговень» есть интрига в обязательном ударении на первом слоге. Поисковики на запрос «ударная приставка за-» выдают информацию, что «под прямое ударение попадает редко».
Однако, в моём словарном запасе нашлось немало существительных с ударной приставкой «за-». Например - заводь, заговор, закром, замысел, запад, запись, заповедь, заработок, засека, заступ, засуха. Почему-то никто пока не обратил внимание, что ударная приставка «за-» придаёт словам смысл особой важности, заветности по сравнению с корневым смыслом. Так обычная сухость превращается в бедствие засухи. Из работы получается жизненно важный заработок.
Полагаю, что ударная приставка «за-» родилась из одноимённого предлога заветности, известного по выражениям «за веру, царя и Отечество, за маму и папу, за Русь Святую и проч.».



среда, 5 февраля 2020 г.

Шмур и шмурдяк



Какая связь в старых русских словах «шмур» и «шмурдяк»? По словарю Фасмера у них неизвестное происхождение и разные смыслы. Общепринято, что «шмур» - это дождевой червь, а «шмурдяк» - дешёвый алкоголь.

В моих исканиях происхождение слов получилось из корня *мор\мур- с первосмыслом мора, кончины. Допускаю, что полумёртвые дождевые черви, выползавшие отдышаться из своих затопленных дождём лабиринтов, назывались изморами, а потом – жмурами. Отсюда пошли и закрытые глаза (жмурки), и жаргонное название покойников (жмурики).
Посему, пьянящее пойло «шмурдяк» могло произойти от «шмура\жмура» по способностям доводить пьяниц  до состояния полуживого дождевого червя, до измора и мора.

вторник, 4 февраля 2020 г.

Потоп в первосмыслах



Почему корень *топ- вызывает противоположные смыслы в разных языках? Русское слово «топь» несёт угрозу погружения в гибельный низ. В западных европейских языках созвучный корень *top-[топ] указывает на верх (одежды, списка и проч.).
Удивительно, что Викисловарь не знает происхождения слов «топь» и «топик». Почему-то никто не догадался, что исходным могло быть  древнегреческое слово τόπος [топос] – место. Оно употреблялось и в широких смыслах  - местность, область, страна.
Возможно, от древнегреческого слова τορεία [топея] – выпуклость, у западных европейцев сложился преобладающий смысл верха. А у славян созвучное слово «топь» получило смысл топкого места по сравнению со спасительной выпуклостью.
Со времён великих оледенений и послеледниковых паводков для предков славян обширная топь могла быть удобной средой обитания, кормилицей, защитницей и путеводительницей. А для предков западных европейцев предпочтительными для жизни стали преобладающие по площади возвышенности и горы.

Для иллюстрации хорошо подходит опубликованная в Интернете карта с прогнозом паводка от возможного всемирного потепления. Красной рамкой обведена Среднерусская возвышенность, которая у древних греков называлась Рифейскими горами, вполне сопоставима с Уральскими горами по общей площади незатопляемой суши. Отсюда и возможность размещения здесь одной из прародин человечества со времён последнего ледникового периода и расселения древних народов по мере отступления послеледникового паводка.
Российские ученые рассчитали, что обильное послеледниковое таяние, по всей вероятности, случилось в 8123 году до нашей эры.
Это по времени совпадает с ранним заселением Рифейских гор. Например, в Тульской области найдены орудия палеолита (более 10 тыс. лет до н. э.), стоянки мезолита (VIII—VI тыс. лет до н. э.) и неолита (V—III тыс. лет до н. э.), а также поселения бронзового века (III—II тыс. лет до н. э.).
Это и есть весомый повод для разработки и продвижения проектов культурно-исторической привлекательности региона.

суббота, 1 февраля 2020 г.

Битюг и витязь



Что общего между битюгом и витязем? На первый взгляд только сила. Битюг – это тяжеловозная лошадь. Витязь – могучий воин. 

Ещё эти слова объединяет неизвестность происхождения. Про битюга просто неведомо, а витязь притянут к викингу. Дословно по Фасмеру: «Слав. *vitę,ʒь, несомненно, заимств. из герм. *víking». Как вам это нравится - про несомненное заимствование из германского?
А у созвучного мужского имени Витас почему-то латинское происхождение в смысле «живой». Кстати, было в римской армии звание центуриона – vitis. Видно, что латинское совпадение звуков и смыслов гораздо ближе германского.
Для меня совпадение звуков и смыслов слов в разных языках является доказательством общности независимого происхождения от древнего ядерного языка, в котором звукосочетания и смыслы были однозначно понятны без перевода.  
В русском языке известны замещения звуков [З-Г].  Так получались пары варязи – варяги, печенези – печенеги и  проч.
Поэтому должны быть витязи – витяги, но не прижилось.  Мог остаться смысл витяги – тягатели, одолевающие тяготы, вытягивающие из бед. А это и есть «битюги».
Во всяком случае, мне кажется такая связь витязя и битюга любопытной и достойной научного осмысления.
Для иллюстрации хорошо подходит картина Михаила Врубеля «Богатырь» (1899). В ней интрига – кто здесь богатырь - битюг или витязь? Полагаю, оба могучи по смыслу и созвучны по именованию. Поэтому допустима родственность происхождения именований «битюг» и «витязь» от общего ядерного языка.