понедельник, 27 февраля 2017 г.

Барахло



В Словаре Фасмера написано, что слово «барахтаться» образовано от «бороться», а слово «барахло» и вовсе тёмное. Отсюда и потребность его высветлить.
 
В словах с основой «барах» заложен смысл деятельности. Поэтому «барахтаться» - значит возиться, бить  руками и ногами в воде или на земле, бороться и даже драться, что и написано у Даля. Тогда «барахло» - это всё, что пришло в ветхость или негодность от деяний. В частном случае, барахло получалось из одежды барахтанием её в воде после многих стирок и полосканий. Отсюда вполне справедливо вытекает, что «барахло» – это подержанные, старые, негодные вещи, хлам.
Слова «барахло и барахтанье» появились от древнерусского корня «роух» с однокоренными словами «рухати» - рушить, «рухло, рухлядь и рухо» - движимое имущество.
Отсюда «разруха» и «барахло с барахолкой».

суббота, 25 февраля 2017 г.

Бухты-барахты



Выражение «с бухты-барахты» бесспорно означает «вдруг, внезапно». Фасмер предполагал с некой очевидностью, что происхождение этого наречия связано со звукоподражанием типа «трах-бабах». Однако захотелось найти более глубокие корни и смыслы.
 
Большой фразеологический словарь русского языка (2006) вполне убедительно связывает «бухты-барахты» с событиями «бухнуться и барахтаться». Похоже на взрослое объяснение случившегося с едва научившимся ходить и не умеющим говорить ребёнком: «бух-ты, барах - ты». Всем знаком этот особый взрослый язык для облегчённого детского понимания. Отсюда понятна и причинно-следственная связь – падение с последующим барахтаньем в неумелых ещё попытках встать.
Первый корень «бух» есть во многих славянских языках, в значениях «падать с грохотом или с возгласом типа Бух! Ух!». Второй корень мог пойти от древнерусского и церковно-славянского слова «бара» - болото. Болото – это не только внезапное «Ах!» но и срочная необходимость «барахтаться» в поисках подручных средств спасения.
Получается, что наречие  «бухты-барахты» стало передаваемым из поколения в поколение знанием для выживания в опасных ситуациях. О том и притча про спасение лягушки из сметаны методом барахтанья.

четверг, 23 февраля 2017 г.

Бабьё



В день защитников Отечества помимо мужиков надобно и баб чествовать. Среди них тоже есть защитники со времён скифо-сарматских амазонок. До сих пор сохранилось красноречивое понятие «бой-баба».
 
Почему-то сложилось, что «мужик» - слово комплиментарное, а «баба» - грубое и оскорбительное. Изначально в древние времена бабами называли почитаемых и уважаемых. Это в равной степени относилось ко всем, от каменных баб-изваяний до умудрённых баб-повитух. Да и в детском лепете слово «баба-бабушка» не редко чаще любимо, чем мама, папа и деда.
В древнерусском языке сначала появилось слово «жена» как пара «мужу» не только в супружеском смысле, а в общечеловеческом смысле. Нынешнее распространённое слово «женщина» появилось относительно недавно. Наиболее раннее упоминание отмечено в Хронографе XVI века: «оже азъ есмь женщина а вы храбрища войская».
Для облегчения мужского трёпа о женщинах предлагаю ввести в оборот новые понятия как краткие словесные портреты по аналогии с «бой-бабой»:
Бай-баба (сонная).
Бой-баба (бойкая).
Буй-баба (ограничивающая).   
Вай-баба (шикарная).
Вой-баба (плаксивая).
Дай-баба (растратная).
Жуй-баба (обжорная).
Кий-баба (тонкая).
Лай-баба (брехливая).
Мой-баба (брезгливая).
Ной-баба (недовольная).
Пай-баба (общинная).
Пой-баба (певучая).
Рай-баба (заботливая).
Рой-баба (компанейская).
Суй-баба (похотливая).
Чай-баба (гостеприимная).
Эй-баба (отзывчивая).

вторник, 21 февраля 2017 г.

Хламида и хлам



Однажды для меня стало откровением, что словари не знают происхождения слова «хлам». Даже Фасмер знал, что слово это древнее, и оно одинаково пишется и произносится на многих славянских языках. Везде толкуется как барахло, рухлядь и старьё. На мой взгляд, всё здесь несколько сложнее и интереснее.
 
Почему-то никто не догадался, что слово «хлам» произошло от сокращения древнегреческого «χλαμυς» в значениях плащ или мантия. Возможно, сначала появилось родственное грекам по смыслу слово «хламида». Греческий плащ из любой прямоугольной ткани с застёжкой на груди или правом плече мог быть многоцелевой утепляющей и защищающей накидкой или подстилкой. Он мог от старости приходить в ветхое состояние, но оставаться полезным и дорогим в память о пережитом.
Поэтому в общем случае хламиду и хлам надо бы толковать как достопамятное старьё, с которым жалко расставаться. А уж если с хламом расстались по каким-либо причинам, то это уже не хлам, а  барахло и ненужные отходы. Получается, в глубоком исконном смысле рухлядь и старьё – синонимы хламу. Их ещё ценят и не выбрасывают. Тогда барахло и иные негодные вещи с хламом не синонимы.
Поэтому даже пьяных «в хлам» нельзя оставлять без сочувствия и помощи. Может быть они нужные и ценные, только жизнью раненые.

понедельник, 20 февраля 2017 г.

Лихоманки



Широко распространённая ошибка сетевых сообщений о «лихоманках» – это подмена их якобы равнозначным словом «лихорадки». Ошибся даже Викисловарь. На самом деле «лихорадки» лишь частный случай «лихоманок», касающийся заболеваний. «Лихорадки» это такие «лихоманки», которые овладевали болезными и радовались лиху. В общем случае, «лихоманки» это любые виновницы бед людских, «приманивающие лихо».
 
В русской культуре есть красивое и полезное даже для отъявленных материалистов поверье о самодельных тряпичных куклах-лихоманках, способных забирать себе человечьи беды. Сложились обряды шитья таких кукол, заклинания заговорами и сожжения. Хворные лихоманки обычно сжигались по случаю избавления от хворей или плачевного окончания мучений. Иные лихоманки сжигались в «огневые» праздники, в том числе на масленицу. Потом их заменяли обновками.
Известно, что количество кукол-лихоманок доходило до сорока и даже до семидесяти семи. Чаще всего шили 12 основных лихоманок. В Энциклопедическом словаре «Славянская мифология» (1995) названы одиннадцать.
Мне известны некоторые удивительные имена и деяния лихоманок:
Гладея – изводила бессонницей.
Глухея – закладывала уши.
Гнетея – лишала аппетита.
Груднея – изнуряла кашлем, вызывала одышку.
Желтея – окрашивала кожу в желтый цвет.
Корчея – мучила болями.
Ледея (Знобуха) – знобила.
Ломея (Костоломка) – вызывала ломоту во всем теле.
Невея, - мертвящая, смертельно заразная.
Огнея – вызывала жар.
Отпея – неизлечимая, готовила к отпеванию.
Пухлея – вызывала отеки, водянку.
Старея – умертвляла без видимых причин, «от старости».
Тайнея – разные скорби творила, никто не мог ее распознать.
Тресея – проявлялась в общей слабости и трясучести головы или конечностей.
Главная над лихоманками – Кумоха, мучительница.