суббота, 30 марта 2019 г.

Обережные лунницы



Как со временем менялись похожие обережные знаки?
В дохристианские времена сначала появился двурогий оберег «лунница», похожий на лунный серп.
Потом наши предки придумали трёхрогие лунницы. Есть версия, что трёхрогие обереги были для замужних женщин. Мол, теперь эту женщину помимо вышних сил ещё и муж бережёт.
Однако, я думаю, трёхрогая лунница могла быть и мужским оберегом, поскольку получившееся изображение стало похоже на защитный шлем с обережным по виду сочетанием глазниц и наносника.
В период раннего христианства на Руси старые и новые обережные знаки соседствовали вполне миролюбиво. Языческие лунницы уживались рядом с христианскими крестами. Причём новый крест обычно был заметно мельче старой лунницы. Кресту нашлось скромное место под средним рогом такой крестовключённой лунницы. Люди как бы стеснялись своей измены прежним оберегам. Боялись отказываться от них.
Не удивительно, что спустя более четырёх веков, в XIV-XV веках, появились похожие заветно-обережные знаки на серебряных монетах «чешуйках» в верховьях Оки и Дона.

понедельник, 25 марта 2019 г.

Обережная серьга из Маджара


Вот пример, как связь деталей уточняет историю. Попалась мне в интернете картинка с пояснением «сереребряная серьга из Маджара». Серьга украшена обережными завитками-заветками, похожими на знак Овна. Возникает естественный вопрос - чья серьга?

Сетевой поисковик подсказал, что Маджар – разрушенный древний город на Северном Кавказе, процветавший на месте современного Будённовска в XIII—XVI веках. Центр пересечения торговых путей из Закавказья в Северное Причерноморье и Поволжье.
Думаю, что название города Маджар связано по смыслу с латинским словом major «больший, старший». Тогда это просто крупнейший и старейший город прикавказских степей.
Большие и Малые Маджары упоминаются с VIII века как города Хазарского каганата. Существует теория, что возникновение города связано с историей венгров, кочевавших в причерноморско-прикаспийских степях. Мне удалось найти весомые доводы в поддержку этой версии.
Самоназвание венгров — мадьяры, венг. magyarok (мажъярок).  Примечательно созвучие Маджар – мадьяр, и факт переселения предков мадьяр из этих мест на территорию современной Венгрии в 896 году. Не исключено, что мадьяры название своё получили по родине предков в Маджаре с  первосмыслом "большой (народ)". Возможно, это знание когда-нибудь дополнит Википедию, продолжающую считать происхождение слова "мадьяр" не известным.

среда, 20 марта 2019 г.

Обережный кистень



Что связывало личный княжеский знак и кистень? Ведь негоже князю кистень с собой таскать, не княжеское это оружие. Известно, что  «герб князя носили княжеские тиуны и дружинники».
Тогда, по моему разумению, клеймёный кистень мог принадлежать княжескому посланнику для внушения княжеской воли. В таком случае кистень служил своего рода мандатом, подтверждавшим высокие полномочия своего владельца. Заодно княжеский знак становился оберегом в случае посягательств на неприкосновенность важной персоны.

Вот нашлась в интернете картинка кистенёвого била с рисунком. Неревский раскоп в Новгороде. Датировано XI веком, вес 160 г. Сделавший снимок неизвестный автор поди и не знал, что похожим знаком владел князь Юрий Долгорукий. Но XI век закончился, когда Юрию не было и десяти лет. Значит, скорее всего, знак нанесён в XII веке, не позднее 1157 года, когда князь умер.
Что связывало Новгород с Юрием Долгоруким? В годы суздальского княжения Юрия  случилась в Новгороде Новгородская революция. С 1136 года Новгородское княжество стало республикой.
Юрий Долгорукий стал первым суздальским князем, который воздействовал на Новгород перекрытием хлебных поставок. Наконец, в 1138—1158 годах в Новгороде с перерывами княжили сыновья Долгорукого -  Ростислав и Мстислав. 
Вот вам и повод общаться Долгорукому  с Новгородом. Вот и возможность «потерять» княжеский кистень на новгородской земле.

суббота, 16 марта 2019 г.

Обережные привески



Как на Руси языческие обереги совмещались с христианскими? Убедительные картинки нашлись в Интернете. Осталось их только сравнить и истолковать.

Слева языческая серебряная привеска X–XI века с городища у д. Гнёздово Смоленской губернии. Клад был найден в 1857 году. Картинка опубликована на обложке трудов Государственного Эрмитажа, XLIX. Санкт-Петербург, 2009. На привеске языческие обережные спирали.
Справа бронзовая крестоспиральная привеска из XIII Троицкого раскопа в Новгороде. Датируется концом XI века. Здесь языческие обережные спирали совмещены с христианским равноконечным крестом. Причём, крест лежит под спиралями и мельче их. Получается, что владелец языческо-христианского нательного креста, хоть и был крещён, но не так сильно верил в обережные свойства новых христианских знаков по сравнению с языческими. Больше рассчитывал на защиту предковых завитков-заветок.
Возможно поэтому, личные знаки русских князей Мономаховичей с простыми завитками были приняты вместо сложных трезубцев. Не исключено, что «трезубцы» не проявили своих обережных свойств в кровавых княжеских междуусобицах X–XI веков.

воскресенье, 10 марта 2019 г.

Чухонь и чухня



Почему до сих пор не выявлено происхождение слова «чухонец»? Современный Викисловарь об этом не знает. А в словаре Фасмера и вовсе непотребно выведено насмешливое прозвище финнов «чухно» из имени древнего славянского народа «чудь».
Однако в Тульской области издавна в ходу слово «чухаться» - медлить. Например, - Что ты чухаешься, опоздаем!
Полагаю, что корень *чухн- в наибольшей степени соответствует первосмыслу медлительности. Отсюда получается, что прозвища «чухно, чухонец и т.п.» вовсе не обидные. Это просто характеристика медлительных людей. Финны известны своей неторопливостью. У них даже гласные буквы удваиваются. В том числе и в именовании их предков – саамов.
Во многих случаях медлительность полезнее торопливости. Подтверждением тому служит множество народных пословиц.
Первосмысл медлительности позволяет объяснить появление в словаре Даля слова «чухать» в значениях "чуять, нюхать". Здесь принюхаться, помедлить, не спешить – являются понятиями одного смысла, синонимами. Ещё одним подтверждением является у Даля слово «чухать» в смысле побуждать (медлительного) коня под собою окриком: чух-чух! Иногда таким же окриком подзывали на кормёжку медлительных  свиней. От хрюшек могло появиться слово «зачуханный» в значении грязный. Такое словоупотребление равносильно обвинениям в свинстве. А по сему должно употребляться с осторожностью.
Думаю, наиболее справедливым толкованием для слова «чухонь» может быть в общем случае медлительность. В частном случае это может  относиться (без обид) к спокойным, несуетным народам.
В молодёжной среде ныне можно услышать слово «чухня» в значениях ерунда, фигня, чушь. Однако и здесь проявляется первосмысл медлительности, когда «чухня» относится к чему-либо не спешному, не требующему серьёзного отношения и сиюминутных действий.
Теперь можно проследить, как изменялись слова от «чухно» до «чухонь и чухня».
Для этого достаточно вспомнить, что твердый знак в древности был гласной буквой. У него даже было свое звучание - он произносился как очень краткое [о]. И мягкий знак был гласным - звучал как очень краткое [и].
Тогда «чухно» = чухънъ (муж.!) = чухонь = чу-хо-ни-я = чухня.


вторник, 5 марта 2019 г.

Завитки-заветки Мономаховичей



Сетевые сообщества ныне приносят больше исторических открытий, чем уполномоченная на то наука. Примером тому публикации в интернете о владельческих знаках древнерусских князей. 

Недавно рязанский краевед Александр Гаврилов опубликовал небольшую сравнительную таблицу княжеских перстней XII века, найденных на территориях Рязанской, Тульской и Московской областей. На всех перстнях похожие завитки-заветки: №1Рязанская область Толпинское городище, 70 км южнее Рязани; №2-3 около современной Рязани; №4 Тульская область; №5-6 Московская область около Волоколамска. В пояснениях к таблице дана обоснованная версия принадлежности перстней кому-либо из Ярославичей Рязанского княжества в XII веке.
Таблица А.П.Гаврилова вдохновила меня на поиски подробностей. В XII веке известны три брата Ярославича: Юрий Муромский (?-1143), Святослав Рязанский (?-1145), Ростислав Пронский (?-1153). Их владельческие знаки до сих пор не известны.
Однако знаки из таблицы А.П.Гаврилова удивительно похожи на владельческий знак Юрия Долгорукого из моей публикации от 14 ноября 2018 года. Различия в мелких деталях.

Что общего могло быть у Ярославичей с Юрием Долгоруким? Главное – они кровные родственники. У них общий прадед – Ярослав Мудрый. Ярославичи получили своё отчество в честь мудрого прадеда. Юрию Долгорукому достался владельческий знак с завитками, потому что Ярослав Мудрый женил своего четвёртого сына на византийской царевне из рода Мономахов. От этого брака родился Владимир Мономах, отец Юрия Долгорукого. Княжеские владельческие знаки с завитками можно считать признаком родственной принадлежности к русским Мономаховичам.
Как могли оказаться похожие перстни в рязанских, тульских и волоколамских раскопах? В разное время Ярославичи враждовали, а затем союзничали. В 1152 году рязанцы участвовали в походе Ростислава с Юрием Долгоруким под Чернигов. Поэтому Волоколамск мог быть местом встречи союзнических дружин Ростислава и Юрия.
Не исключено, что волоколамские перстни №5-6 имели отношение к Юрию Долгорукому по причине большого сходства. А тульский и рязанские перстни №1-4, сходные малым отростком на левом завитке, могли относиться к временам юного Юрия, ещё не Долгорукого. Возможно, малый отросток достался Юрию как шестому сыну Владимира Мономаха, а со временем стал полноценным долгоруковским завитком.