понедельник, 29 июня 2015 г.

Обережные пуговки


Известны четыре основные функции пуговицы: утилитарная (застежка),  декоративная (украшение),  магическая (оберег или талисман),  информативная (опознавательный знак).
С древнейших времён пуговица была одним из популярных амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы.
Во времена принудительной христианизации населения пуговицы со знаками оберега в виде завитка-завЕтки позволяли рассчитывать на проверенную предками силу языческих знаков. Так воплощалась народная мудрость – на бога надейся, и сам не плошай, и веру предков не забывай. Понятно, что с такими пуговками было спокойнее.  Вот нашёл я в Интернете несколько обережных таких образцов.
Думаю, археологам, историкам и краеведам следовало бы задуматься об информативной функции пуговок с завитками как о характерных приметах носителей общеевропейской дохристианской античной культуры, когда население Европы не ведало государственных и национальных границ, когда едино было для всех царствие поднебесное.
Думаю также, что и мастерам народной культуры и промыслов полезно было бы взять на вооружение древние заветные знаки для легендирования и продвижения своей продукции.  

четверг, 11 июня 2015 г.

Заветные булавки


Продолжение «витиеватой» темы появилось с вопроса: «почему булавочный завиток оказался таким популярным и живучим»? Ответ, вероятно, кроется в многофункциональности булавки. Это заколка, инструмент, оружие, оберег и даже украшение.
В глубокой древности мужскими и женскими принадлежностями были булавки для закалывания краёв разлетающейся одежды. Это доказано наличием их в раскопах трупосожжений, сопровождаемых как оружием так и женскими украшениями.
В булавках первого типа головка похожа на односторонний завиток в один оборот. Считается, что этот тип возник в Средней Европе и Приднепровье в конце эпохи бронзы. До сих пор это самый простой и  популярный вид швейной и канцелярской булавки.
Второй тип - булавки с односторонней многовитковой плоской спиралью. Эти булавки также восходят к бронзовой эпохе и живут в лужицкой культуре до ее конца. На бывшей советской территории они известны в предскифское время в бассейне Днестра, а также в культурах лесной полосы вплоть до верхневолжских и верхнеокских городищ, где прожили почти до самого их конца. Обратите внимание, я выудил из Интернета чьё-то новое понятие «культура верхнеокских городищ». Это, между прочим, на тульской земле. Надо бы ещё «половить» информацию об этой культуре.
Третий тип - булавки с головкой из двух больших плоских спиралей, обращенных в разные стороны в одной плоскости. Эти обычно очень крупные булавки найдены в ранних могилах зарубинецкой культуры в Белоруссии. 
Суеверные люди использовали булавки в качестве оберегов. Издавна считалось, что нечистая сила боится острых железных предметов. В старину для этих целей в доме хранили бутылки и другие емкости, полные булавок. Раскаленные булавки снимали порчу, разрушая злые чары
По старым тульским преданиям обережные булавки нужно втыкать над входом в дом для защиты от незванных гостей и лиходеев. 
В проекте «Вятшее Верховье» география использования булавок с завитками-завЕтками согласуется с ареалом расселения родственных народов: антов -энетов - венетов – вятов – вятичей и т.п. Это может быть одним из определителей наследно-родственной культуры.
Современные «региональные культуры» переживают не лучшие времена. В обыденной суете стулоначальников культуры нет крупных прорывных и показательных проектов. Остаётся надежда на лучшие времена, когда станут востребованы созидательные международные краеведческие проекты, подобные «Вятшему Верховью».

среда, 10 июня 2015 г.

Поясные обереги


По мнению академика  Б. Б. Пиотровского опоясывание, заключение себя в круг, было с древнейших времён средством защиты от злых сил.

Прилагаемая картинка иллюстрирует новгородские поясные накладки XI-XII вв. И здесь видны знакомые завитки-завЕтки. На Руси до царских корон атрибутами власти и статуса были золотые пояса с каменьями, передававшиеся по наследству. Это и есть символика власти и ее наследования. В Новгороде боярские богатые пояса были не только на взрослых мужчинах, но и на детишках в белых рубашонках.
Средний класс оберегал себя поясными накладками. Беднота подпоясывалась верёвочкой. Той самой, что до сих пор помогает популярными поговорками и присказками:  «Голому собраться, только подпоясаться», и «Завить горе верёвочкой».

Полагаю, многие мои читатели и подписчики уже догадались, что такое обилие сообщений о завитках-завЕтках неспроста опубликовано на тульском культурно-краеведческом ресурсе. Действительно, идёт продвижение проекта «Вятшее Верховье». Продолжаем сохранять главную объединяющую интригу. По-прежнему свободны вакансии в Совете директоров. По-прежнему привлекаются партнёры-соисполнители. И как обычно бескорыстно дарим всем желающим темы творческих работ и диссертаций.


воскресенье, 7 июня 2015 г.

Оберег клинков


Если Вы до сих пор думали, что ножны нужны для защиты клинков, то ошибались. Ножны появились для защиты носителя клинка и людей из его ближнего окружения. Клинок без ножен может случайно повреждать тела и одежды, лошадей и всадников, кавалеров и дам. Особенно ловко режут и колют длинные клинки – сабли и мечи.

Перед Вами наконечники ножен для мечей X-XII вв. с территории Белоруссии. Хорошо видны знакомые завитки-завЕтки. Вот они-то и являются оберегами клинков от всевозможных бед, включая утрату, повреждение и неспособность защитить хозяина в бою. Желание защитить клинки оберегами свидетельствует о преемственности древних культур, о стойкости языческих верований и символов даже в условиях огульной христианизации.