понедельник, 26 мая 2014 г.

Искусство создавать искушения

25 мая "Студия 1913" гостеприимно приняла  семинар межрегионального проекта "Искусство возможного".
К счастью, это не о политике в понимании первоисточника - железного канцлера Пруссии Отто Бисмарка.
На этой интересной тульской площадке состоялся обмен знаниями и опытом об Искусстве, создающем жизненное пространство города. Сделана попытка выявить основные возможности влияния современного искусства на общественные процессы в городе, России и в мире. Обсуждались возможности авторских инициатив. Искались ответы на вопросы:
1. Как искусство меняет Тулу?
2. Какая в этом процессе роль отведена рядовому жителю?
3. Как будет развиваться искусство и культура Тулы?
К сожалению, приезжие модераторы семинара не продемонстрировали искусство лаконичного введения «семинаристов» в тему. Создалось ощущение, что они первые два часа пытались многословно навести какой-то порядок в своих перегруженных информацией головах. Однако, туляки смекалисты. Поэтому семинар можно считать удавшимся.
Ответы на постановочные вопросы удалось сформулировать и проиллюстрировать. Мне помогли жизненный опыт и увлечение информационной аналитикой. Отправной точкой стало понимание происхождения искусства от праславянского слова искоусъ (искус, искушение). Настоящее искусство должно по определению искушать соблазнами приобщиться, приобрести или превзойти.
Итак, искусство меняет Тулу. Искушение сделать Тулу привлекательной очень велико. Последние примеры массированного обустройства дорог, мощения тротуаров и радикальной обрезки деревьев являются убедительными тому доказательствами.
Рядовому жителю отведена роль испытателя на себе воздействия произведений искусства.
Культура и искусство будут развиваться неизбежно и всяко разно по жизни. У кого будет хорошая жизнь, тому доступны богатая культура и высокое искусство. Не все из них этим воспользуются. С другой стороны – кто богаче культурой и успешнее в искусстве, у того больше шансов  жить лучше.

Самое созидательное свершилось в кулуарах. Завязались личные знакомства. Появились интересные мысли, заманчивые предложения и перспективные проекты.
Надеюсь, что предложения туляков найдут себе место не только в Туле, но и в Федеральном плане развития культуры.

суббота, 24 мая 2014 г.

«Русская» письменность древнее «Славянской»

Историю славянской письменности принято вести от 863 года. Но русская письменность (Иваново написание) старше на несколько веков.
В сказании болгарского монаха Черноризца Храбра «О письменах» написано: «если же спросишь славянских книжников… говоря: „кто сотворил ваши письмена или книги перевёл“, то все знают и в ответ скажут: Святой Константин Философ, называемый Кириллом, те письмена создал и книги перевёл и Мефодий, брат его. Поскольку ещё живы, видевшие их. И если спросишь: „в какое время?“, то знают и скажут, что во времена Михаила, царя греческого, и Бориса, князя болгарского, и Растица, князя моравского, и Коцеля, князя блатенского в год же от создания всего мира 6363 (863)…»
А вот ещё интересные факты:
…В договоре Руси с Византией от 911 г.  говорилось, что «между вами, христианами, и Русью мирный договор этот сотворили мы Ивановым написанием на двух хартиях – царя вашего и своею рукою – скрепили его клятвою… и дали нашим послам» (ПВЛ. 3-е изд. СПб., 2007. С. 156).
…если <князь> Олег в начале X в. смог записать договор с Византией русской письменностью, то она должна была как минимум существовать на протяжении ряда предшествовавших веков. Ведь не была же она изобретена для подписания договора 911 года (Серяков М.Л. Голубиная книга. Священное сказание русского народа. (М., 2001). С. 18-19).
Александр Фёдоров: http://pereformat.ru/2014/05/rusi-arii/#comment-5244
Замечу также, что о существовании письменности у древних славян свидетельствует лингвистика. – Так, общеславянское «писать» (знаки) соответствует древнеперсидскому «паисати» – писать (Gieysztor A. Mitologia Slowian, -Warszawa, 1982, s. 36). Славяне умели и читать – общеславянское «читать» имеет арийские истоки: санскр. «cit» [чит] – постигать, понимать, знать, замечать, наблюдать; «citta» [читта] – мысленный, ум, разум, идея, намерение; «cittin» [читтин] – разумный. Заимствованное от того же арийского корня лат. «citatum», стало лишь «цитатой» в славянских языках.
Сегодня, в День славянской письменности и культуры, мы поздравляем потомков славян с праздником, а потомков русичей – вдвойне.

понедельник, 12 мая 2014 г.

Родство слов ТУЛ и ТЫЛ

Гласный звук  «ы» существовал ещё в праславянском языке. Он произошёл из долгого звука ū [u]. Это привело к чередованиям в словах гласных ы/у(Ссылка 1)
В большинстве слов со звукосочетанием ТУЛ преобладающим является смысл хранения (тул, втулка, шкатулка и т.д.).
Тыл тоже происходит от праславянского языка. В словах со звукосочетанием ТЫЛ тоже присутствует смысл хранения. Например, бутыль, мотыль (личинка комара), катыль (котомка).
Интересно, что во многих современных словарях указано родство слова ТЫЛ иностранным словам со звукосочетанием ТУЛ, в том числе и с другими смыслами. Например, древне-прусскому слову tūlan (много), литовскому tū́las (иной, многий), греческому τύλος  (мозоль, шишка, шип); τύλη, τύ̄λη  (подушка). (Ссылка 2)
Когда-нибудь в сравнительном языкознании и в палеолингвистике утвердится знание и понимание, что слова с доминирующим смыслом являются более древними в массе слов с одинаковыми корнеобразующими звукосочетаниями. Поэтому население Тульщины может по праву гордиться древностью своего коренного происхождения на этой земле. Тогда будет окончательно развеян миф о пришествии славян в VII веке на финно-угорские земли. Постулатом станет понимание, что туляки являются потомками коренного (а не пришлого) населения Тульщины. Аксиомой станет знание, что Тульщина – это древний и надёжный тыл праславянского коренного населения.

четверг, 8 мая 2014 г.

Будущее сельской культуры

Изложенные ниже предложения являются результатом моего личного опыта проектирования объектов строительства. Они не были реализованы до настоящего времени по причине несогласованности интересов и возможностей органов власти, заказчиков-застройщиков и эксплуатационников. Поэтому они до сих пор остаются инновационными. Во всяком случае, они могут быть полезными для дальнейшего обсуждения и продвижения.
Концептуально важно, что главная роль в будущей концепции сельской культуры должна быть отведена потребителям культуры, создающим эту культуру. Сельская культура должна создаваться её потребителями в первую очередь для себя и своими силами, но под руководством опытных профессионалов. Именно поэтому надо последовательно создавать новые многофункциональные досуговые центры культуры и обслуживания. Посетители должны иметь возможность приехать сюда на час, на полдня, на день, на неделю, месяц и год.
За такое время можно много сделать или многому научиться.
При таком подходе значительно сокращается управленческий и вспомогательный персонал. Появляется возможность больше платить специалистам. Повышается посещаемость культурных мероприятий, увеличивается рентабельность туристического сервиса, гостиничного хозяйства, общественного питания, медицинского обслуживания и т.д.
При этих центрах должны быть созданы образовательные подразделения различных форм: средние и высшие профессиональные, дополнительного образования, дистанционные, тьюторские, тренинговые, клубные, просветительские и т.д.
Обучение не только бесплатное, но и на полном обеспечении проживанием, питанием, униформой и т.д. По сути, это должны быть студенческие кампусы по типу отелей класса не ниже **** (всё включено). Платой за всё является труд на благо центра в качестве вспомогательного, обслуживающего и управленческого персонала. Студенты должны приобретать опыт и стаж с момента зачисления на учёбу. Таким образом, для органов власти решатся проблемы охраны, уборки, текущего ремонта, содержания прилегающих территорий (парков), обслуживания себя и посетителей и т.д. Для студентов решатся проблемы профориентации, карьерного старта и социального лифта.
На первом этапе приём можно начать с 14-ти лет из выпускников 9-х классов и нетрудоустроенной молодёжи.
Выпускники таких центров станут ценным кадровым ресурсом для органов муниципального и государственного управления, а также для социально значимых объектов и хозяйствующих субъектов. Это будут специалисты со стажем, опытом, квалификацией и дипломом шефствующих престижных колледжей и университетов.
Обязательны длительные межмуниципальные, межрегиональные и зарубежные стажировки на рабочих местах, проведение соревнований, фестивалей, гастролей и конференций.
В сельской местности создание таких культурных центров может быть многовариантным. На новом месте - у перекрёстка дорог, у леса, у водоёма. При реконструкции – на базе сельских клубов, малокомплектных школ, интернатов, баз отдыха, брошенных заводов, сельских мехдворов и т.д.
Особенно перспективно создание таких центров по соседству с историческими памятниками, в том числе – возле разрушающихся бывших усадебных комплексов.
Культурные центры должны отличаться «изюминками». В одном – наиболее интересен спорт или бани, в другом – искусства или салоны красоты,  в третьем – ремёсла или волонтёрство, в четвёртом – медицинская диагностика, профилактика, реабилитация и т.д.
Такие центры способны поддерживать порядок, безопасность и сезонную занятость на обширной прилегающей территории и в ближайших поселениях. Они могут формировать новую культурную среду обитания, постепенно вовлекая в неё окрестное население любого возраста и имущественного положения. Но главная их задача – уничтожать причины тунеядства, нахлебничества, алкоголизма и наркомании. И будет очень хорошо, если получится создать условия для формирования здоровых и культурных семей на основе общих интересов.
Строительство и оснащение таких культурных центров может выполняться на принципах государственно-частного партнёрства с привлечением наиболее успешных компаний региона, России и зарубежных стран.
Понятно, что основные проблемы возникнут не столько от финансирования (т.к. средства всё же есть в разных источниках), сколько от способностей преодолеть известные межведомственные и бюрократические барьеры. На это и нужно власть употребить.


Считаю, что первые шаги по реализации этой концепции должны быть сделаны в направлении ускоренной разработки эскизных проектов таких культурных центров для каждого муниципального образования Тульской области. Больших финансовых затрат это не потребует. Но значительно повысит инвестиционную привлекательность.

суббота, 3 мая 2014 г.

Закладные камни культуры

Неумолимо приближается 24 мая - День славянской письменности и культуры. К сожалению, и в этот год в Программе праздничных мероприятий не будет открытия Памятника букве Ять.
Обоснования публиковались неоднократно, в том числе и  здесь. Решения застряли где-то в инстанциях. Есть проект памятника. Есть программа действий по его возведению общими усилиями с минимальными затратами. Есть и желающие оплатить часть работ или сделать их бесплатно.





Хочется верить, что этот проект всё-таки станет реальностью в Год культуры (2014) или в Год литературы (2015). И он не станет повторением долгих историй закладных камней памятника Глебу Успенскому у Дома науки и техники (1993) и памятника «Доблестным предкам нашим» возле Гостиного Двора (1995).