четверг, 30 апреля 2015 г.

ЗавЕтный чулок царевны


А вот доказательство того, что женщин издревле  украшали знаками верховного покровительства от темечка до пяточек.  Более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э., в одном из курганов Великой Скифии была похоронена женщина. Ныне эта группа курганов называется погребением в урочище Пазырык республики Алтай. По обилию археологических признаков считается, что женщина была царевной скифского времени.
Узор на кожаной аппликации чулка содержит знакомые завитки-завЕтки. Древние мастера понимали полезность знаков царственного величия на ногах привычной к верховой езде женщины. Хорошо видна важность богато очулоченной персоны для пеших и конных встречных-поперечных.  Кожаная аппликация была долговечной. Она могла нашиваться и перешиваться на чулки из ткани, войлока и меха в зависимости от сезона и жизненных обстоятельств. В этом отношении высокохудожественная кожаная аппликация выполняла опознавательные и защитные функции воинских погон.
Здесь, кажется, начинаются творческие перспективы для современных тульских мастеров кожаного тиснения. 

среда, 22 апреля 2015 г.

ЗавЕтки газона Габсбургов


В предыдущей публикации я упомянул придворного ювелира Габсбургов. Полагаю, что древний символизм завитков-завЕток был хорошо известен не только монархам и ювелирам. Вот пример творчества садовников.
Считается, что Шёнбрунн, основная летняя резиденция австрийских императоров габсбургской династии, приобрел свой нынешний вид при Марии Терезии Австрийской. Она была основательницей Лотарингской ветви династии Габсбургов.  
У Марии Терезии было много титулов - Эрцгерцогиня Австрии, Императрица Священной Римской империи, Королева Венгрии, Богемии, Галиции и Лодомерии, Хорватии и Славонии, Герцогиня Милана и Люксембурга.
Мария Терезия успешно царствовала 40 лет (1740-1780). Это было время Просвещения и активных реформ в Империи.
Среди её многочисленных детей — два императора - Иосиф II и Леопольд II, а также французская королева Мария-Антуанетта и королева Сицилии Мария-Каролина.
Если действительно есть покровительская сила завитков-завЕток, то для Марии Терезии она проявилась сполна.
Может, и нашим дендрологам отметить подобным знаком участок осадного двора воеводы внутри Тульского кремля? В экскурсии по боевому ходу кремлёвских стен такой дендрологический знак может стать удобной и символической меткой для пояснений экскурсовода.
Глядишь, и кремль станет благополучнее.

вторник, 21 апреля 2015 г.

Тиара Болгарская


Осмеливаюсь утверждать, что завитки-завЕтки, как знаки величия, размещались не только на женских королевских коронах. 122 года назад, 20 апреля 1893 г., князь, а позднее царь Болгарии Фердинанд I женился на итальянской принцессе Марии Луизе Бурбон-Пармской. Эта свадьба была первой королевской в Болгарии после освобождения от Османского владычества. В трудное время государству понадобилась знатная женщина. Для невесты была изготовлена почти корона – тиара со знаками монаршего покровительства и величия. Работу выполнил австрийский ювелир Koechert – придворный ювелир Габсбургов. По моде того времени завитки уже трансформировались в трилистник геральдической лилии.

Считается, что Мария Луиза любила это женское украшение, ибо при жизни носила тиару часто и позировала в ней для портретов.
Со временем тиара стала наследственной болгарской свадебной реликвией. 25 октября 1930 года Борис III женился на дочери итальянского короля Виктора Эммануила III принцессе Джованне, которая стала царицей Болгарии под именем Йованна. На свадьбе невеста была в тиаре Марии Луизы.
В 1962 году сын Иоанны и Бориса, царь Симеон II женился на представительнице испанского знатного рода Маргарите Гомес-Асебо. Невеста также была в этой тиаре

суббота, 11 апреля 2015 г.

Заветки русско-византийские


Делюсь новым своим озарением. Наследники Дмитрия Донского могли решать свои проблемы покровительства в престолонаследии по опыту детей Ярослава Мудрого. Известно, что завитки-завЕтки на княжеских знаках Рюриковичей появляются с Всеволода и Изяслава Ярославичей. Знак Святослава пока не найден. 
Главное доказательство витой заветности хранится в Венгерском национальном музее. Этот раритет называют короной Константина Мономаха. Считается, что корона спешно изготовлена по заказу и подарена византийским императором Константином венгерскому королю Андрашу I в 1046 году ко дню коронации его вместе с супругой Анастасией, дочерью Ярослава Мудрого. Примечательно, что византийский императорский подарок сделан в год замирения Византии с Русью после известного похода русского войска на Константинополь в 1043-1046 годах.  Историки имеют разные мнения, предназначалась ли корона для самого Андраша или для Анастасии.
У меня сомнений нет – это женская корона. Об этом свидетельствует малый размер (22 сантиметра в диаметре), щадящий вес для золотого изделия и явно «не мужественные» детали описания. Корона состоит из семи пластин с закруглённым верхом, украшенных изображениями императора Константина Мономаха (центральная пластина), императриц-соправительниц Зои  и Феодоры, аллегорий Правды и Смиренья и двух танцовщиц. Главное – по периметру каждой пластины вьётся узор  со знакомыми завитками-завЕтками. На мой взгляд, такой важной детали до сих пор не придавалось должного значения. Думаю, что это знаки византийского покровительства народившейся венгерской королевской семье, нуждавшейся в поддержке и в защите от посягательств сторонних престолоискателей. Полагаю, что автором идеи такого подарка мог быть не сам император Константин Мономах, а императрица Зоя, имевшая гораздо более знатное происхождение.
Если эта версия признаётся убедительной, то можно предложить и разгадку двух неведомых танцовщиц. Одна из них – новоявленная владелица венгерской короны Анастасия. Другая танцовщица – её родная сестра Елизавета Ярославна, ставшая в этом же 1046 году королевой Норвегии. Убеждает меня в этом и то, что на доступном изображении танцовщицы наблюдается русский лихой перепляс и характерная русская жакетка с меховой оторочкой. Такая идея придаёт короне смысл оберега венгерского престола объединённым союзом четырёх правящих домов – Византии, Венгрии, Норвегии и Руси.
Примечательно, что через 5 лет, в 1051 году, третья дочь Ярослава Мудрого (Анна) станет королевой Франции. Её личным знаком будет французский геральдический трилистник, похожий на знакомые завитки-завЕтки. Получается, что наши российские девчата достойно продолжают тысячелетние традиции экспортного замужества, улучшают заморские породы. 
С такой информацией можно развлечь и обаять не только венгерские, но также норвежские и французские экскурсионные группы. И конечно, можно очаровывать экскурсантов из стран, некогда входивших в состав великой Византийской империи.