воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Правила совещаний


Моё сообщение о культуре совещаний вызвало поток электронных писем. Преобладали реплики типа: «А сам-то можешь совещания проводить»? Отвечаю как Карлсон: «Я самый лучший ведущий и секретарь совещаний»! Поэтому и могу поделиться опытом.
Суть совещания — совещаться. Искать ответы на вопросы, согласовывать  действия для продвижения общего дела.
Не создавать президиумы.
Не допускать на совещания людей, не имеющих прямого отношения к обсуждаемой проблеме. 
Приглашать на совещание не больше десяти человек. Лишние люди затрудняют управление совещанием, напрасно тратят время и разочаровывают.
Пресекать игры в молчанку, перекладывание ответственности, повторы оговоренного, вбрасывание информационного мусора.
Фиксировать протоколом достигнутые договорённости и обязательства.
Постоянно менять ведущих и секретарей. Примерив разные роли, люди быстрее понимают, что от них требуется во время обсуждения.
Щедро поощрять авторов ценных предложений.

суббота, 28 ноября 2015 г.

Культура совещаний


Чиновники Тульской области, похоже, не умеют совещаться.Только так можно объяснить повсеместное превращение совещаний в заседания, где до участников доводится единственно верное мнение. И это мнение начальства. А начальство не нуждается в советах, потому что по должности умнее подчинённых.
К сожалению, образцом для подражания являются транслируемые по Интернету заседания правительства области. Показательно заседание от 26 ноября с.г., на котором публично и не совсем заслуженно была высечена областной министр культуры. И никто из мужиков – членов правительства за женщину и коллегу не заступился. Срамота.

пятница, 27 ноября 2015 г.

Стеснение Эпохи



В Тульском краеведческом музее открылась выставка «Я рожден в СССР» (1922-1991).
Уже хорошо, что выставка сделана. Плохо, что её стеснили в пределах маленького помещения площадью около тридцати квадратных метров. Получилось маловато и мелковато для эпохи трёх поколений.
Особенно это заметно на фоне выставки к 1000-летию памяти Святого князя Владимира, размещённой одновременно в соседнем, таком же по площади, зале. Там и экспонатов с гулькин нос, и к временам князя Владимира выставленные экспонаты религиозного обихода не имеют никакого отношения.
Выяснилось, что у тульской выставки о  советской эпохе нет перспектив вырасти в отдельный полноценный музей, и что тульские деятели культуры даже не планируют создать такой музей на Тульской земле. Теряется шанс развить активность туляков в пополнении коллекций музея советскими раритетами.

воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Госидея Достоинства


Одной из объединяющих общество идей может быть государственная идея о Достоинстве. Достоинство — это оценочный показатель уважения к кому-либо или к чему-либо.
Достоинство – это качественный показатель привлекательности.  Каждый заинтересован в росте своей привлекательности.  А в сочетании с привлекательным окружением Достоинство возрастает многократно.
Отсюда появляются цели - заботиться о совершенствовании личного достоинства, достоинства квартиры, дома, двора, населенного пункта, малой и большой Родины. В этой ситуации становится обоснованным беспокойство о достоинстве близких, коллег, земляков, сограждан. Понятной и объяснимой становится гордость за историческое прошлое народа и государства, к ко­торому имеешь честь и достоинство принадлежать.
Быть может, на этой основе приживется и широко распространится уважительное обращение людей    друг к другу - Ваше Достоинство!
Очевидно, что развитие идеи о Достоинстве, может быть неиссякаемым источником вдохновения для специалистов - социологов и историков, писателей и педагогов.
Идея о сохранении и преумножении Достоинства может оживить и укрепить внутренние связи государства и населения.
Моё предложение государственной идеи о Достоинстве опубликовала «Российская газета» почти 20 лет назад, 2 декабря 1996 года.
Идея получила развитие в трудах академика РАО Александра Асмолова, бывшего в 1992—1998 годах заместителем министра образования России. Он продвигает тему «Культура Достоинства».
Более удачной идеи для России до сих пор не сформулировано.

вторник, 17 ноября 2015 г.

Культура скорби


В послесоветской России не сложилась культура общегосударственной скорби. Не занимались этим ни научные коллективы, ни государственные чиновники, ни деятели культуры. Ныне в России нет государственного песенного реквиема, способного объединить людей коллективным исполнением. А вот характерное описание события из недавней истории Франции: «Студенты и преподаватели Страсбургского университета почтили память погибших от теракта в Париже. Большой зал главного здания, несколько тысяч студентов и преподавателей, много кто не смог войти и остался на улице. Вышел ректор, сказал, что речей не будет, только минута молчания. Все замолчали. Тихо стало, аж мурашки. А потом вдруг кто-то один в толпе запел Марсельезу. И весь зал как грянет, со слезами. А потом все разошлись. Молча».
По этому поводу изумительно отреагировал своим комментарием  (08:14 - 17 ноября 2015) гость популярного тульского интернет-ресурса «Тульские PRяники»: « А кто помнит марсельезу на русском? ("Отречёмся от старого мира").  Интересно, как среагирует нынешняя власть, если толпа человек на 1000 грянет "вставай, поднимайся рабочий народ" в память о жертвах теракта?»
В общем, пришло время думать о народной скорби в государственном масштабе. Уж слишком бюрократично проходят у нас стандартные официальные соболезнования, объявления дней траура с добавлением в исключительных случаях отмены развлекательных мероприятий и неподходящих телевизионных трансляций. 

суббота, 7 ноября 2015 г.

Театральное безлюдье


Эти размышления возникли у меня на спектакле Тульского драмтеатра «Отчего люди не летают…». Зрителей было очень мало, не более двухсот. И я стал очевидцем спектакля не для зрителей.
У меня возникли ощущения, что это крутой спектакль для театральных профессионалов. Его можно рекомендовать к награждению многими премиями. И есть за что ругать. Это даже может быть  прекрасным учебным пособием  для студентов театральных специальностей, а также для руководителей всякого рода психотренингов.
Режиссёру-постановщику Гарольду Стрелкову спасибо за творческую смелость в запутывании этого клубка.
Художнику-постановщику Александру Дубровину огромное спасибо за выразительность сцен, взывающих об остановке мгновения, просящихся в кадр фотоаппарата и видеокамеры.
Спасибо актрисе Наталье Савченко за создание монументального образа свекрови.
Спасибо актрисе Полине Курициной, исполнительнице главной несчастной роли, за тяготы озвучивания непостижимо длинных монологов. А за стойкость в трёх циклах продолжительного вращения вокруг собственного тела её наградить бы тремя звёздами Героя России с установкой памятника на родине в полный рост.
Спасибо шестёрке «странных людей», от которых глаз нельзя отвести как только они начинают  действовать скопом. А сцена оплёвывания главной героини вообще шедевральна.
Спасибо всем, кто делал этот спектакль с извинениями, что не отметил их в этом тексте.
О спектакле можно много говорить в благожелательном ключе. Но в Туле нет аншлагов и разговоров, потому что не нашлось, видимо, специалистов по продвижению проекта в массы. Никто не объяснил тулякам, в чём прелести спектакля, почему его надо смотреть культурным людям, и почему он непостижим для начальников всех мастей.
Спектакль не отвечает прямо на вопрос - отчего люди не летают. Но опытные и пытливые зрители догадываются, что люди не летают от несвободы. Не положено летать связаным паутиной условностей и подчинённостей.
Можно копнуть ещё глубже. В нынешних условиях так называемой оптимизации учреждений культуры тульские мотивы драмы «Гроза» Н.А.Островского не о личной женской трагедии. Это о перспективах самоубийства нынешних бюджетных учреждений культуры, сколько денег в них ни вкладывай. Станут они утопленниками, если руководители не найдут друзей для учреждений культуры, способных создать и поддерживать на базе учреждения культуры благополучное клубное пространство с досуговыми и образовательно-просветительскими функциями, со специализированными библиотеками и музеями.