вторник, 30 апреля 2019 г.

Лахудра вольная



Стоило мне заглянуть в корень, как слово «лахудра» в основах и истоках своих получилось совсем не ругательным.
Современная Википедия толкует это слово как бранное применительно к неопрятным людям любого возраста, преимущественно к женщинам.
Считается, что произошла «лахудра» от неустановленной формы. В словаре Фасмера есть специальная оговорка о невероятном заимствовании из сомнительного финского *laahutra «жалкий бродяга».
Моя проверка выявила в финском языке вроде бы однокоренное слово «lahti» – бухта, залив, разрыв (берега). Отсюда пошли известные питерские названия, связанные с исторической местностью Лахта на северном берегу Финского залива.
Прослеживается однокоренная и смысловая связь в словах Лахта (разрыв берега) и плаха (дровяной развал по Далю, расколотое вдоль бревно). Общим в корне *лах- мог быть смысл природной вольности. Тогда однокоренной роднёй может быть минерал маЛАХит с его вольными извилинами. Сюда же и бесспорно вольные баЛАХон и маЛАХай.
Отсюда вполне возможными становятся эпатажные суждения:
Феллах – это не просто пахарь в арабских станах, а вольный земледелец с древних шумерских времён.
Салах – это арабское мужское имя, связанное не с «благочестием», а с идеалами «вольности».
Наконец, слово «Аллах» в первосмыслах своих не только творец всего сущего, но и носитель всевышней воли.
Итак, в корне *лах- может преобладать смысл «вольности». Тогда многие однокоренные слова неизвестного происхождения могут стать смысловыми родственниками. Например:
Валахия – историческая область Румынии;
Гвадалахара – города в Испании и Мексике;
Калахари – пустыня в Южной Африке;
Лахор – город в Пакистане;
Оклахома – пограничный с Техасом штат США, с официальным прозвищем «Штат землезахватчиков (проворных)».
Получается, что «корень вольности» *лах- мог появиться во времена допотопного языкового единства, сохранив связанные с вольностью смыслы в разных современных языках.
Что касается главной героини этой новеллы, то «лахудра» – это в общем случае и в первосмыслах вольная особа, независимая от производимого ею впечатления.

четверг, 25 апреля 2019 г.

Цаца и цацка



Вот очередная словесная заморочка. Происхождение слова «цацка» в Викисловаре отмечено большим вопросительным знаком. Однако слово «цаца» выведено там же вслед за Фасмером как звукоподражательное из детской речи. Причем во всех славянских языках «цаца» якобы по смыслу значит «игрушка».
А вот в моём тульском детстве с 50-х годов ХХ века словом «цаца» называли привлекательную девицу, а «цацками» в совокупности были игрушки, безделушки и украшения. Пришлось учинить расследование корней и первосмыслов.
В словаре Срезневского нашлись древнерусские слова «цата» - мелкая монета,  доска, украшение; и «цка» – доска, металлическая пластинка, сшитые шкурки, целый мех. Такое разнообразие значений сначала озадачило. Потом подсказало происхождение от неопределённого местоимения «ЦЕ», которое в современном русском превратилось в «то, это». Неопределённость местоимения указывает на нечто, имеющее место, но не имеющее подходящего названия по причине каких-то дивных особенностей.
В таком значении «цаца» может быть по ситуации особенной девицей, женщиной или бабкой, а также игрушкой и любой привлекательной невидалью. Тогда «цацками» может быть всё что угодно - любая невидаль неведомая, и даже словами неописуемая.
Можно предположить, что слова «цаца, цацка и цка» могли появиться в славянских и древнерусских говорах по причине удобства цоканья для привлечения внимания при отсутствии подходящих слов.

суббота, 20 апреля 2019 г.

Обережный перстень



Вот очередное пополнение коллекции «заветных» оберегов. На этот раз, перстень из могильника Горка, Каргопольского района Архангельской области.

В описании отмечено, что перстень изготовлен из криноконечного браслета "со сложным растительным орнаментом в виде вьющейся лозы ". Подобные браслеты обнаружены в Новгороде в слоях 30—80-х годов XII века и во владимирских курганах XI—XII вв. Перстень с аналогичным декором найден в Суздале в жилище конца XI в.
Полагаю, существенным дополнением было бы обережное назначение перстня, указанное знаком в виде крина или сдвоенных расходящихся завитков-заветок. Эти языческие знаки не только предшествовали христианским крестам, но и долго почитались после христианизации.
Примечательно распространение похожих браслетов и перстней в XI—XII веках от Беломорского побережья до Новгорода и Суздаля.

понедельник, 15 апреля 2019 г.

Готы – обожествлённая вольница



Почему наука продолжает заблуждаться в переоценке готов? Почему бы не признать, что готы не этнос, не древнегерманский союз племён II - VIII вв.,  а неоднократно возникавшие в истории Европы сборища разбойников, любителей лёгкой поживы? Доказательств предостаточно. И вот мой свод этих доказательств.
Единственный авторитетный историк готов Иордан (VI век), перечисляя победы готов, почему-то ничего не написал про внутренний склад готской жизни, про обычаи и нравы. Такое бывает обычно при сочинении хвалебных мифов.
Во времена Ренессанса (XV-XVI вв.) готы рассматривались гуманистами как варвары, разрушавшие древние цивилизации. Полагаю, что только в следующую эпоху разнузданного Просвещения германцам понадобилось обожествить своих предков и связать их с готами, чтобы не зазорно было рядом с признанными культурными цивилизациями.
Я думаю, что вопреки Википедии, так называемая «готика» и готический стиль не имеют никакого отношения к готам. Допускаю, здесь более вероятную связь с «божественностью» произведений искусства от родственных именований христианского Бога – Gott у германцев и God у англов. Ибо в других странах Бог с готами не связан и не созвучен – у итальянцев Dio, у испанцев Dios, у французов Dieu, у греков Theos.
В древнегреческих источниках готы именовались как «Гофы», в латинских как «Gothi». Здесь корень *гоф- передаёт принадлежность варваров не к дворянству, а к «дворне».
Истина проглядывается и сквозь учёные нелепости. Считается, что германское название Бога Gott  восходит к праиндоевропейскому корню *ghut- «званый». В частности, в санскрите есть однокоренное слово huta- — «призываемый». Тогда почему бы не признать, что готы тоже были сборищем, созванным  для разбойных походов.
Суждения об этничности и государственности готов сильно преувеличены. У готов нет основных признаков этноса и государственности:
Нет убедительных данных об особом «готтском языке». Так называемое «готское письмо» епископа Ульфила (IV век) – это один из вариантов германской латиницы.
Нет генетической определённости в происхождении и преемственности. Не могут народы появляться из ничего и исчезать бесследно.
Нет общей территории. В том числе крупных селений и кладбищ с могилами предков.
Нет общей хозяйственной деятельности. Набеги и разбой не в счёт.
Нет общей культуры, в том числе религии, мифологии и фольклора.
Нет самоназвания.
Вожди готов могли быть не королями, а предводителями сборищ.
Отрадно, что многие исследователи уже воспринимают хроники готов как искусственные  псевдоистории.

среда, 10 апреля 2019 г.

Гунны не этнос, а ватажники



Почему наука считает гуннов народом-этносом? Почему игнорируется отсутствие у кочевых гуннов всех основных признаков этноса?
Нет убедительных данных о «гуннском языке».
Нет генетической определённости в происхождении и преемственности.
Нет общей территории.
Нет общей хозяйственной деятельности. Набеги и разбой не в счёт.
Нет общей культуры, в том числе и религии.
Нет самоназвания.
Не случайно в древнегреческих источниках гунны упомянуты как «Ούννοι».  А мне удалось найти однокоренные древнегреческие слова «oun» – О! (междометие) и «onoma» – имя, название. То есть, у греков гунны были безымянными.
Со ссылкой на индоевропейские корни нашлись также праславянское местоимение «онъ» с производным прилагательным «оный».
У нынешних венгров часть предков были гуннами. Не случайно в современном английском языке от латинских корней сохранились слова «hungary» - Венгрия, «hungry» - голодный). Наверняка в память о голодных гуннах, разорявших Римскую империю. Впрочем, у многих народов были голодные времена и вынужденные разбойники.  
Посему надо бы признать, что гунны не этнос, а кочевые вооружённые ватажники, промышлявшие не трудом, а разбоем. И такой промысел был у гуннов целых сто лет (370-469).

пятница, 5 апреля 2019 г.

Угра межгорная



Река Угра стекает со Смоленской возвышенности и впадает в Оку на северном краю возвышенности Среднерусской. Кто дал реке такое название и почему?

Википедия, ссылаясь на Фасмера, вводит в заблуждение – приводит возможную связь с латышской речкой Uogre (приток  Западной Двины) и с литовской Ungurupe, якобы первоначально «река угрей».  Так навязывается суждение о «балтском» происхождении названия Угры и о неких «балтских» племенах на её берегах. По-моему, могло быть и наоборот – прибалтийские реки получили название от переселенцев с Угры. К тому же, если копать вглубь, словари не знают происхождения названий «угри», применительно к рыбам или кожным загрязнениям.
По Википедии якобы следует отвергнуть старое сравнение Угры с древнерусским словом «угре» (венгры), поскольку венгры никогда не были в этой области. Однако могло быть наоборот – часть угорцев, тех самых «угрей» с Угры, когда-то ушла воевать и стала хунгарами-венграми.
Неужели никто до меня не связал воедино речку Угру с прикарпатской Угорской Русью и с Югорией Северного Урала? А связь такая очевидна. Эти названия однокоренные, с  общим древним корнем *гор- и объединяющим смыслом  - гора.
Из этого замечательного знания вытекает новое понимание: венгры (хунгары) это горные гунны, поселившиеся в нынешнем Прикарпатье. А Югорский край – это традиционное горное (северно-уральское) убежище населения Угры от всяческих невзгод.
Полагаю, что со временем археологи подтвердят и уточнят теорию  угорского единства от Карпат до Северного Урала. Да и «угорское языкознание» станет более убедительным.

Спасибо неизвестному автору за подходящее фото Национального парка Угра из Интернета.