понедельник, 30 октября 2017 г.

Скифский Колоксын

Легендарный скифский вождь Колоксай в буквальном переводе с греческого был Колоксыном. До сих пор его именуют в авторитетных изданиях огнебогом. Встречается даже его имя Солнце-Царь.
Виной всему выбор корня <коло> с присвоением ему смысла «круг» и возвеличивание этого круга до Солнца. Вроде бы допустимо считать Колоксына сыном Солнца, пренебрегая якобы лишним звуком [К].
Однако возможен иной первокорень. Почему-то никто не додумался рассмотреть корень <колок>. В словаре Фасмера есть древнее русское слово «колок» в значении окружённой полями рощи.
Таким образом легендирование происхождения имени Колоксына от «колока» более точное, без натяжек и пренебрежений.
Допускаю, что в скифские времена, более трёх тысяч лет назад, немало было в лесостепной зоне Великой Скифии островков леса – колков. Некоторые из них могли быть священными или по разным причинам достойными дать имя скифскому младенцу. Для целей творческого легендирования и развития скифской мифологии такая версия более плодотворна.
Ещё одна польза такой версии в том, что выявляются более древние корни. У Фасмера происхождение слова «колок» выведено неуверенно - «Скорее всего от кол».
Да тут и гадать нечего. Всякое место, вокруг кола по земле очерченное, кругом будет. А круг в чистом поле, кустами-деревьями поросший, станет колком.
Тогда и всякий, кто в колке родился, может быть наречён Колоксыном.


пятница, 27 октября 2017 г.

Скифский Арпоксын

В скифской мифологии средним сыном Таргитая был Арпоксай. В буквальном переводе с греческого – Арпоксын. Все существующие смыслы и версии происхождения имени остаются спорными. Поэтому полезно предлагать новые легенды.
Я увидел сильное созвучие корня <арп> с другими известными названиями. Среди них скифо-сарматский горный массив «Карпаты»; античный народ «карпы, карпианы», живший во II-VIII веках восточнее Карпат; из греческой мифологии богиня плодородия и времён года «Καρπώ» и бог плодов «Карпос». Кстати пришлись латинское имя плодовитого водоплавающего карпа «Carpio» и земляное оборонительное сооружение «эскарп».
По совокупности смыслов лидирует плодовитость. Поэтому вполне убедительно можно легендировать скифского Арпоксая сыном Таргитая от богини плодородия Карпо. Потому, он вполне мог быть вождём карпиан.
Полагаю, что эта версия более привлекательна, чем Река-Царь (Глубь-Царь), полученная много лет назад от находки в осетинском языке слова  «ārf» в значении «глубокий». Во всяком случае, осетинский глубогий «ārf» дальше от Арпоксая, чем мой плодородный «к-арпо».


понедельник, 23 октября 2017 г.

Комфорт

Справочники и энциклопедии вразнобой указывают французское, английское и немецкое происхождение слова «комфорт». В моей версии более древнее происхождение вследствие многих однокоренных латинских и греческих слов. Корневые смыслы явно видны в словах common (коммон, общий) и fort (форт, защита). Комфорт даёт общую защиту от всего, в том числе от неудобств и скуки.
Кстати, в американском штате Миннесота, почти на границе с Канадой, есть административное объединение нескольких домохозяйств (тауншип) с общим названием «Комфорт» (aнгл. Comfort). По переписи 2000 года население - 931 человек. Площадь 93,2 км², 403 постройки, 344 домохозяйства и 269 семей.  Около 18,0% домохозяйств состояли из одного человека.
По многим показателям американский Комфорт сопоставим с самым малым историческим городом России - Чекалин Тульской области, бывший Лихвин. Недостижимым остаётся средний годовой доход 20 268 долларов на человека. И более оптимистичная демография - почти 40% населения моложе 18 лет.
Должностных лиц в Комфорте немного - мировой судья, дорожный комиссар, эксперт, полицейский и инспектор. Управляет Комфортом и руководит должностными лицами управляющий в статусе главы правления. Вот и вся демократия.
Подобные тауншипы создают местные культурные сообщества, помогают пожилым гражданам, молодежи и инвалидам, оказывают экстренную помощь, включая кладбищенские услуги.
Вот и в тульском Чекалине-Лихвине привлекать гостей и туристов надо прежде всего созданием сообществ для комфорта местного населения. Тогда их комфортная жизнь станет соблазнительной приманкой для туристов и инвесторов.
Потом можно бы директивно благоустроить с комфортом по одной исторической усадьбе в каждом регионе. И наладить ежегодный их конкурс с номинациями за комфортность,  привлекательность, богатство впечатлений и успешность. Со временем такие комфортные усадьбы могли бы появиться в каждом из муниципальных районов в регионах. А у конкурса появились бы отборочные туры регионального, всероссийского и международного масштаба.

Впрочем, это не для среднего чиновничьего разумения, а для продвинутых специалистов по управлению культурным наследием и народным богатством.

пятница, 20 октября 2017 г.

Конференция радетелей наследия

Недвижимость сохранят, если будут деньги. Но проблем с наследием и затрат на его содержание станет ещё больше. Нужны новые компетенции.
Такой итог невольно родился на завершившейся сегодня в Туле всероссийской конференции по проблемам и перспективам малых исторических городов и селений. По моим впечатлениям это самая лучшая и полезная конференция в сфере культуры за последние десять лет. Она честно признала отсутствие в регионах умений управлять российским культурным наследием успешно и рачительно даже при щедром государственном финансировании.
Вот мои тезисы, навеянные выступлениями участников конференции. Естественно, что никто из выступавших так прямо не заявлял. Но смыслы проблем прозвучали убедительно:
Градостроительством занялись чиновники, поэтому архитекторы самоустранились.
Нужна экономика культурного наследия.
Малые исторические селения утратили своих успешных специалистов и отторгают самонадеянных пришельцев.
Начинать возрождение наследия надо не с недвижимости, а с выявления местных умельцев и организаторов сообществ.
Статус исторического селения часто мешает жить местному незаинтересованному населению.
Обилие регламентирующих документов отбивает желание участвовать в их исполнении.
Нужно готовить местных  и привлекать пришлых экспертов-советников в помощь региональным и муниципальным администрациям.
Туризм впечатлений предпочтительнее ознакомительных набегов на культурные банальности.
Привлекательность места начинается с комфорта, созданного как минимум для одного заинтересованного человека, своего или пришлого. За ним потянутся другие любознательные.
Местные власти должны создавать и поддерживать клубы добровольных благоустроителей.
Если не принять срочных мер, то каждый инвестированный в культурное наследие рубль увеличивает многократно расходы будущих лет.
Подобные мысли я не единожды и безрезультатно публиковал в «Шкатулке краеведения».
Символично, что в дни работы конференции в Туле создан губернаторский совет по сохранению культурного наследия. Сплошь первые руководители государственных учреждений и ведомств. У каждого есть свой культурный «огород». Если они не давали полезных советов в порядке подчинённости, будут ли напрягать себя безвозмездно? И будет ли этот губернаторский совет менее бесполезным, чем бывший груздевский экспертный совет и нынешние общественные советы?
Удивительно, что при таком развитии информатизации и полномочиях по сбору персональных данных аппарат губернатора и правительство области не могут найти достойных отраслевых независимых советников с общественно признанными личными достижениями.

   

вторник, 17 октября 2017 г.

Скифский Липоксын

Обогащаем скифскую мифологию. Доказав (здесь), что легендарный скифского вождь Липоксай в исконном смысле был Липоксыном, продвигаемся дальше. Не думаю, что Липоксын это сын каких-то липок. Обычно имя связывалось с обожествлённым покровительством. Более убедительно принять толкование «Сын Липы».
Липа могла быть почитаемым деревом скифов, потому что в скифские времена росла до 1200 лет и достигала в диаметре 5 метров. От липы много пользы. Потому и вырубались веками реликтовые липовые рощи на просторах лесостепной Великой Скифии, а потом и не менее Великой Сарматии.
Древесина липы была удобна для изготовления кочевых повозок,  посуды и даже лодок-долблёнок. Из лыка плели обувь и подстилки-накидки. Листья, цветки и кора помогали лечиться от многих недугов. А мёд – не только лакомство, но и товар для торгово-обменных операций. Особо ценным был липовый древесный уголь против пищевых отравлений и ранений отравленными стрелами. Получаемый попутно с углем дёготь применялся со многими целями от лечения ран до смазки колёсных ступиц.
В общем, липа – это настоящее Древо Жизни. Допускаю, что не случайно от лип получили названия многие речки и селения. В том числе областной центр Липецк на речке Липовке и город Липки в Тульской области.

Теперь только в исторических описаниях и на военных картах столетней давности сохранились тульские речки бассейна Упы - Липня, приток Шата, и Липовка, приток Мезгеи. 

пятница, 13 октября 2017 г.

Скифская сыновня

Бывает, что поводом к решению исторических загадок становятся тонкости перевода с древних языков.
Удивило меня однажды греческое написание скифских легендарных имён Липоксай, Арпоксай и Колоксай. В Википедии со ссылкой на Геродота написано «Λιπόξαιν, Ἀρπόξαιν, Κολάξαιν». Последние четыре греческие буквы - кси, альфа, йота, ню. По-русски буквально должно звучать «Липоксаин, Арпоксаин, Колаксаин». Часто греческое звукосочетание (αι) в окончаниях слов в русском переводе звучало как (ы). Следовательно, окончания греческих слов –ξαιν равнозначно русскому –сын.
Это утверждение вполне пригодно для обоснования смысла и происхождения имени. Во всяком случае, открываются плодотворные направления новых поисков. Странно, что до меня об этом никто не додумался.
В словаре Фасмера приведён длинный список созвучных слов в значении «сын» на разных древних языках. Отсюда неизбежен вывод, что слово «сын» предковое, корнеобразующее. Оно возникло само по себе на заре Человечества и сохранилось во многих языках.
Получается, что у скифов VIII-IV веков до н.э. уже была традиция добавлять к именам окончание –сын.  А в скандинавской мифологии нет персонажей с подобными окончаниями. Значит, сохранившаяся во многих современных зарубежных фамилиях традиция окончания фамилий на -сен, -сон более поздняя, чем у скифов. Возможно, и перенята от скифских потомков. Это ещё один клин в норманскую теорию изначального заселения восточной Европы северянами типа «финно-угров и балтов». Подкрепляется моя версия миграций коренного населения Европы с юга на север по мере таяния ледников и схода послеледниковых паводков.
Для меня это не только личное откровение, но и подсказка для последующей расшифровки скифской мифологии. Получается, что легендарные Липоксай, Арпоксай и Колоксай не были кровными братьями и сыновьями одного скифского вождя Таргитая. Каждый был сыном своего рода-племени.

И это объясняет, почему они были вождями и родоначальниками разных народов. 

вторник, 10 октября 2017 г.

Плотня

Однажды я обнаружил, что не выявлен предок слов с корнями <плот>. У Срезневского есть древнерусское слово «плотъ» в значениях – ограда, плетень, плотина, связь из бревен, помост, плот. Ни одно из этих слов не может быть предковым, поскольку на заре Человечества люди успешно без этих слов обходились.
Никто до сих пор не написал, что более всего на изначальность может претендовать праславянское слово «плоть», в смысле тело. И порождённое плотью прилагательное «плотный». Качество плотности одинаково считается определяющим для «плотов» заграждающих и водоплавающих. Родственная рыба «плотва» потому так и названа, что ловится плотной сетью.
Но самым замечательным однокоренным словом оказалась «плота». В Википедии это слово считается древнерусским гидронимом для обозначения русла рек. Происхождение слова выведено из праславянского «рlъta», якобы связанного с плотом как средством передвижения по воде. Отмечено также в Википедии, что «Плота» в названиях рек, бродов, балок и населённых пунктов преимущественно встречается в верховьях Оки и Дона. При этом не принимается во внимание, что на Среднерусской возвышенности хилые и извилистые речки Верхоочья и Верходонья не пригодны для широкого применения плавающих плотов.
Иное дело, если древнерусская «плота» (с ударением на первом слоге) была рукотворным ограждением раскорчёванной от корневищ и пней пашни, границей участка. Допускаю,  что такая коряжистая плота шириной в несколько метров могла иметь и оборонительное значение от набегов кочевников в лесостепных местностях при недостатке лесов для создания засек. Получается логично – в лесах засека, в степях ров и вал (многокилометровые Змиевы Валы),  в лесостепи – плота.
Отсюда и топонимы «Плоты», которые вполне справедливо могли дополняться известными определениями – Большие, Гнилые, Мокрые, Сухие, Ржавые.
В Тульской области помимо речки Сухая Плота есть деревня Сухие Плоты в Воловском районе и Большие Плоты в Ефремовском районе.

Родственные названия рек и селений есть также в Белгородской, Калужской, Курской и Орловской областях. 

суббота, 7 октября 2017 г.

Пиндосы

Однажды мне удалось доказать, что в исконном смысле и в общем случае пиндосами называли недовольные местные жители ненавистных пришельцев. И это наиболее точное  и краткое определение в сравнении с ранее опубликованными версиями. Такая формулировка более правильная и менее обидная.
Слово «пиндос» греческого происхождения. Пинд (Πίνδος) - самая крупная горная система Греции. Изначально пиндосами называли жители греческих городов «понаехавших» за лучшей долей выходцев из бедных горных районов.
С XIX века «пиндосы» стали бытовым прозвищем местных греков в Причерноморье и повсеместно, где греки успешно конкурировали с местным населением в ремёслах и в коммерции.
С конца XX века  это прозвище закрепилось за американскими солдатами в горячих точках по всему миру. Затем во всемирной паутине Интернета прозвище распространилось на всех вредных американцев. Причиной стало осознанное понимание, что Соединённые Штаты Америки – это исторически образовавшаяся Пиндосия,  государство переселенцев на землях коренных индейцев. Понаехали в «Новый Свет» из «Старого Света» и со всего Мира.
Не исключено, что со временем американцев перестанут называть пиндосами, как это случилось с другим их прозвищем – «янки».

Но возможно и более широкое всемирное распространение прозвища «пиндосы» применительно ко всем мигрантам, от беженцев и гастарбайтеров до футболистов и губернаторов. Поэтому, не хочешь быть «пиндосом» - живи, где родился.

среда, 4 октября 2017 г.

Быль и быльё

Однажды удалось мне связать родственным происхождением слова «быль и быльё». Сначала у наших предков должна была появиться потребность назвать своё состояние в прошлом, настоящем и будущем. Так появились слова был, есть, буду. Из глагола «был» получились существительные «быль» для утверждения былого правдивого и «небыль» для небывалого.
Потом словом «быль» назвали траву за способность быть многократно после потравы, уборки или зимовки.  Эта «травяная быль» возникла и сохранилась во многих славянских языках. Появилась древнерусская форма «былие» в значениях трава, растение вообще и лекарственное в частности.
Ныне известны относящиеся к траве былинка и былка. Интересно, что один из видов полыни обыкновенной (чернобыльник) имеет народные названия  (быльник, быль, быльё, быльняк.
От  «травяной были» родилась поговорка «было и быльём (травой) поросло».

Со временем «нетравяная быль» от коротких сообщений о былом развилась в «былину», т.е. в длинную быль и стала формой устного народного творчества. Не случайно длинная «небыль» обрела травяные способности: травить – врать небылицы.

понедельник, 2 октября 2017 г.

Быля

Как же нам не материться?! С давних времён было на Руси древнерусское слово «быля». Так называли знатных сановников, крупных чиновников по-нашему. У Фасмера написано, что слово «быля» заимствовано из древнетюркских слов boila, buila в значениях «благородный, знатный». Думаю, что эта версия слишком комплиментарна. Ибо в той же статье про «былю» Фасмер приводит равнозначное греческое слово из сочинений Константина Багрянородного, византийского императора в 913-945 годах. Мы-то и без подсказок прекрасно понимаем, как  βολιάδες (болядис) переводится.

Обостряет интригу вопрос: как писалось и произносилось слово «быля» до введения буквы и звука Ы? Известно, что предком буквы Ы была буква ЕРЫ. В произношении после большинства согласных звуков она либо проглатывалась, либо смягчала и удлиняла согласную. Кстати, умягчать согласную – это эротично. Тогда предками слова «быля» могли быть БЛЯ или БЬЛЯ. Символично!..