среда, 28 марта 2018 г.

Москва - мошковая



Почему до сих пор у Москвы нет общепринятого суждения о происхождении названия? Версии финно-угорская, балтская и славянская не блещут убедительностью.  
В финно-угорской версии предлагались разноязыкие созвучные корни с первосмыслами «корова, мать, медведь, чёрный, тёмный». В балтской и славянской версиях исконным значением слова якобы было «жидкий, топкий, сырой, слякотный».
Всем версиям противоречит древнейшая зафиксированная источниками форма «Москъвь». Ещё две ловушки затаилась в догмах: «Москва происходит от названия реки. Этимология гидронима Москва точно не установлена».
Обычно города получали названия по малым рекам при впадении их в более крупные реки. Так Тула получилась от реки Тулы при Упе, а Тверь от Тверцы при Волге. Город Москва появился почему-то посредине между истоком и устьем Москвы-реки.
По моей версии наиболее подходящим первосмыслом могло быть славянское слово «мошка». Река Мошкова и место Мошково со временем легко могли стать Москвой. Наличие в прошлом болот, прудов и ручьёв на левом берегу Москвы-реки вокруг Боровицкого холма между Неглинкой и Яузой является дополнительным веским доказательством связи места с мошкой. Впрочем, всё русло Москвы-реки с древнейших времён было болотистым, а в низовьях ещё и с великими торфяниками. А торфяники без мошки бывают? А древняя улица Моховая в Москве ни о чём не говорит?
Кстати, первосмысл «мошка» по причине её малости мог стать корневым для слова «моська» применительно к мелкой собачке и малой мордочке. Тогда и «маска» могла быть одного корня с «мошкой» как изменение личины до неузнаваемости в результате укусов мошкарой. А древнерусские слова «москолудъ, москолудьство, москолудити» могли быть не столь в значениях «шутник, озорство и проказничать» (по Фасмеру), сколь жертвой и процессом «мошколудия» - покрытия мошкой.
Во всяком случае, чередования согласных Ш-С в русском языке не вызывают недоверия. Например, в паре «вышний-высокий». Почему бы не чередоваться согласным Ш-С в парах Мошкова – Москва, Мошковия – Московия, Мошков – Москов(ский).
Выявленные первосмыслы часто помогают защищаться. Например, потенциальным противникам полезно знать, что  исторически Москва подобно невеликой мошке  покусать может изрядно - по необходимости, в ответ на вторжение или за причинение ущерба. 

воскресенье, 25 марта 2018 г.

Культура-2018



В День работников культуры поздравляю коллег блогеров и краеведов, желаю всем здоровья, благополучия и творческих успехов. Делаю это с особым удовольствием в пику всем минкультам, упорно отвергающим такие активности из сферы своих интересов, забот и покровительства.
Накануне в Туле в один день додумались провести культурные форумы – Региональный для «дворянского собрания» и Городской – для более простого сословия.
В отличие от регионального, Городской форум хорошо анонсировался. Поэтому туда без проблем пришли самые заинтересованные.
Мне довелось попасть на так называемую панельную дискуссию «Современные тенденции развития культурных сообществ и общественных пространств.  Взаимодействие с бюджетными учреждениями».
Участников Форума познакомили с презентациями культурных пространств «Типография», «Искра», «Октава» и «Ликёрка Лофт».  Оказалось, что это коммерческая недвижимость с проблемами привлекательности и  окупаемости. На это ушли по регламенту отведённые все сорок пять «панельных» минут.
На культурные сообщества времени не хватило. Если не считать моей реплики о первичности активностей над недвижимостью и ещё о необходимости выявления и продвижения лидеров активностей.
Наконец, в части взаимодействия с бюджетными учреждениями были вскользь  упомянуты надежды на перераспределение бюджетных средств. Щас! Бюджетные пироги в тех учреждениях съедаются до последних крошек.  
Новинкой сезона  на Форуме стала потребность в развитии «креативных индустрий на базе учреждений культурно-досугового типа».  Это из Москвы такие веяния пошли. А простыми словами – это о хотелках увеличить внебюджетные доходы учреждений.  Моё мнение – не с того боку заходят. Впрочем, любое стороннее мнение организаторов не интересовало.  Даже если оно инвестиционно привлекательное и шедевральное. Главное – заявиться и повестку Форума исчерпать.

четверг, 22 марта 2018 г.

Жупань



Увлекательное расследование началось у меня с названия села Николо-Жупань Одоевского района Тульской области. Впервые оно было документально упомянуто  в 1566 году как «селцо Жупан».
Что такое жупан? В словаре Даля жупаном названа тёплая верхняя одежда, шуба, тулуп, простой крестьянский кафтан, зипун, сермяга. Жупаном назывался также правитель жупанства или округа в разных славянских землях.
В словаре древнерусского языка Срезневского нашлось слово «жупа» в значении округ. И написано оно  со старорусской буквой «оук». Эта буква читалась как У или О, что породило родственность корней жуп\жоп. Поэтому жупа-округ и жопа-округлость являются словами родственными, однокоренными.
Тогда можно уточнить смыслы слов из словаря Срезневского:
Жупанъ – не князь, старшина, а глава округи;
Жупелевина – не буря, жюпелевину творящая, а смерч круговоротный;
Жупелъ – не сера, а газ, газы (вонь жопная, на всю округу);
Жупилище и жупище – не могила, а пещера с округлыми входом и сводами;
Жупельць и жупелица – если и жуки, то с характерной большой задницей.
Не правда ли, красивые русские слова, наполненные глубокими смыслами!
Тогда и в другие словари просятся уточнения. Жупел – это в общем случае не всякая опасность, от которой нужно держаться подальше, а опасность смердячая. Жупан (одежда) – не старинный полукафтан, шуба, зипун или сермяга, а прежде всего короткая  тёплая одежда, прикрывающая задницу.
Кстати, о задницах. Фасмер считал, что определение праславянской формы слова «жопа» представляет трудность. Поэтому предлагалась версия происхождения «жопы» от якобы восточно-польской "допы", где звук "д" произносился будто бы  как "dz". По-моему, древнерусское происхождение с чередованием «У-О» более убедительно.  Так «жупа» может быть не только вотчиной «жупана», но и местом его сидения на престоле (сиденьем или седалищем). Одновременно, «жупа» может быть круглой «жопой» по части извлечения доходов «жупаном».
Так тульское селение Жупань внесло весомый вклад в развитие русской лингвистики.
Но есть у нас ещё озеро Жупель у села Сныхово Белёвского района - одно из крупнейших озёр Тульской области. И надо бы «принюхаться», какими полезными ископаемыми пахнет возле Жупель-озера.
Теперь мы можем развивать и международное «жупаньское» сотрудничество. Например, с Хорватией, поскольку территория современной Хорватии поделена на 20 жупаний. Представительные органы жупаний — жупанийские собрания избираются населением, а  исполнительные органы — жупаны набираются по контракту.
Задружимся с хорватами, побратаемся, посостязаемся в благоустройстве и гостеприимстве. И будет нам счастье.

понедельник, 19 марта 2018 г.

Клуб армянский



Как относиться к объявленному закрытию тульского ресторанно-развлекательного клуба «Пряник»? Думаю, это событие надо принять спокойно и обнадёживающе. Спокойно, потому что закрытием бизнеса и активностей при нашем капитализме никого не удивишь. А обнадёживающе, потому что появляется перспектива ребрендинга прежнего ночного клуба в новый клуб с новой культурной концепцией.
В Тульской области 20 тысяч армян. Почему бы в Туле не быть Армянскому клубу? Чтоб была там не только резиденция армянской диаспоры, но и гостеприимный Центр армянской культуры, армянское посольское подворье и представительство армянских туристических проектов. Нужно, чтобы Армянский клуб помогал неармянам радоваться приобщению к армянскому культурному наследию. В том числе к настоящей армянской музыке, к традиционным песнопениям, к напиткам и закускам. Пусть это будет место, где  каждому культурному человеку захочется знать два десятка слов армянской ядерной лексики для облегчения общения и для обогащения личного словарного запаса.
Я сознательно не называю здесь ни одной влиятельной армянской фамилии, чтобы никого не обойти вниманием. Всем им создать такой Армянский клуб не только посильно, но и престижно. А содержание Клуба – это достойная уважения занятость для армянских женщин и детей.
И пусть подобным путём пойдут в Туле другие национальные диаспоры. Возможно, национальные клубные перспективы спасут проблемный проект реконструкции улицы Металлистов, если отдать диаспорам всю тамошнюю недвижимость.

пятница, 16 марта 2018 г.

Жабынь



Может ли обогатить жаба? Я думаю, сказка про Царевну-лягушку несёт древний завет о скрытном благополучии. Надо только приглядеться, крепко подумать и не делать глупостей.
Взять к примеру текущий момент. В Тульской области есть посёлок Жабынь на берегу Оки в восьми километрах от районного центра Белёв. Название бывшего села было получено в древности по пересохшей речке Жабынке. В 2010 году в посёлке жили 25 человек, в 2017 осталось 16 жителей.
А рядом Николо-Жабынский мужской монастырь - наместник, два иеромонаха, три инока и 6 послушниковОбитель бедная, безприходная. Нет прихожан, зато есть наезжане. Они на часок-другой приезжают к целебному источнику набрать воды, а то и в купель окунуться. Бросают монеты в источник. Жаль, что не так щедро как в Ватикане, где из фонтана регулярно добываются монеты на полтора миллиона евро.
Хозяйственная деятельность монастыря почему-то не благоденствует. И это при благоприятнейшем отсутствии светского контрольно-обирательного надзора. Вполне могли бы баню редкостную при купелях открыть, трапезную монастырскую с уникальными яствами и напитками. Кельи, опять-таки, для паломников, чтоб подольше гостили. А от скуки нужны чудотворческие мастерские с умельцами, учениками и стажёрами.
А ещё доходнейшей привлекательностью мог бы быть питомник особых зелёных жаб. Красоты они не видной, но изумительно голосисты. Нежные трели зеленых жаб хорошо знакомы лишь специалистам. Да и в усадьбах олигархов есть спрос на жаб для поедания по ночам вредной усадебной мерзости.
Наконец, можно было бы учинить взаимовыгодное сотрудничество с юмористическим порталом «Жаба.ru» — (zhaba.ru) со всеми его фотожабами, приколами, анекдотами и играми.
Но пока нет таких креативных организаторских способностей и потребностей ни у церковных служителей, ни у светских околокультурных. Значит, у них не край бедствования.

вторник, 13 марта 2018 г.

Гастунь


Что такое Гастунь, и есть ли у неё светлое будущее? Нынешнее село Николо-Гастунь находится в Белёвском районе Тульской области. Аккурат, на полпути между Белёвом и Чекалиным. В обе стороны по 18 вёрст. Село дало название обретённой здесь чудотворной иконе Николы Гостунского и храму московского кремля. Икона опять утрачена, храм снесён.
В давние времена тульская Гастунь получила название от горы Гостунь и речки Гостунки при впадении её в Оку. Вероятно, здесь было некое гостевое место на речных и сухопутных дорогах.
Примечательно, что есть в Европе иная Гастуна, ставшая нарицательным именем для любого места отдыха у воды.
В XIX веке Долина Гастайн в австрийских Альпах превратилась в известный европейский курорт «на водах». Отдыхать и лечиться сюда приезжали члены королевских семей, видные политики, дипломаты, деятели науки и искусства.
Европейскую Гастуну дважды воспел Николай Языков, славянофил и шурин многомудрого тульского философа А.С.Хомякова.
В стихотворении «Гастуна»:
Так, вот она, моя желанная Гастуна.
Издревле славная, Gastuna tantum una,
И в стихотворении «Альпийская песня»:
И вот она, Гастуна, 
Куда стремился я, 
Gastuna tantum una, 
Желанная моя
Если у кого-нибудь возникнет желание создать в Тульской области шедевральное заведение для гостевого отдыха, то нет более подходящего места, чем окрестности Николо-Гостуни. Глядишь,  там и целебные воды с грязями найдутся. А в сочетании с действующим курортом «Краинка» может получиться лечебная Гостунская Долина.
А что? А вдруг! И будут к нам с разных стран «на воды» ездить.

суббота, 10 марта 2018 г.

Готские заблуждения



Что досталось русским от готов? Пересекались ли они вообще в пространстве и времени? Сплошь непонятки.
Если верить, что готы перемещались от Балтики на юг вдоль нынешних Вислы и Дуная, то на землях русичей готов не было. И русско-готские войны в истории неизвестны.
Если готы были изгнаны гуннами из Причерноморья в IV веке, а русы «возникли» в IX по Норманской теории или в  VI веке по Скифской теории, то готы с русами не только в пространстве, но и во времени не пересекались.
И тем не менее, почему-то считается, что в русской лексике есть 22 готских слова.  Так сообщает Википедия в статье о заимствованиях в праславянском языке.
При тщательном рассмотрении возникли у меня сильные сомнения – кто у кого заимствовал?  
Неужели только у готов могли наши предки перенять слова «лев, осёл, верблюд, вино и виноградник»? Это слова не частого употребления, и они не входят в ядерную лексику народа.  Всё это у готов не водилось. Они могли узнать эти слова только из библии, переведённой на готский язык не раньше середины IV века.
Как можно было объяснить готу, что такое библейский верблюд? Вероятно, подобно чукчам заменяли библейского агнца маленьким тюленем.
Я сомневаюсь, что русское слово «хлеб» пошло якобы от готского hlaifs, «лихва» от leihwаn -ссужать, «стекло» от stikls - кубок.
Можно ли было перенять у готов слово «купить» от kauрon и «лечить» от lekinon? Более вероятно обратное словорождение.
Удивляюсь, почему учёные лингвисты до сих пор не исправили такие исторические заблуждения со времён средневекового засилья немецких академиков в Российской академии наук.


среда, 7 марта 2018 г.

Вятичи и хорваты



Что общего между древними среднерусскими вятичами и балканскими хорватами? Убеждён, что для подавляющего количества читателей такая связь станет откровением.
1.Язык. У вятичей и хорватов родственный язык, похожий на старорусский. Вот образчики для наглядности:
Живот- трбух,
Зеркало – зрцало,
История – повиест,
Лицо, личность – особа, особно,
Наука – знаност,
Хочу есть – хочу ести,
Цифры: Еден, Два, Три, Четири, Пет, Шест, Седам, Осам, Девет, Десет.
2.Территория. Есть карта расселения и миграции древних хорватов. Верховья Оки совпадают с местами обитания и хорватов, и вятичей. Возможно, это было в разные времена.
3.Время. В современной науке принято считать историю вятичей с VIII века, а историю балканских хорватов с VII века. Удивительным образом появление вятичей и хорватов совпадает и загадочным исчезновением скифов.
4.Именование.  Я неоднократно публиковал утверждение, что предками вятичей были вяты. Так у Кузьмы – кузьмичи, а у вятов - вятичи. Где вяты, там и ваты. А рядом и хорваты.  Наверняка, такое созвучие неспроста.
5.Предки. По совокупности фактов я убеждён, что ближайшими предками вятичей и хорватов были народы, названные разными древними авторами венетами, энетами, антами.

6.Подарок от ономастики (науки об именах). У хорватов есть мужское имя Ватрослав . Хорват Ватрослав Ягич (1838-1923), выдающийся представитель славянской филологической школы (хорв. Vatroslav Jagić). Думаю, созвучие имени Ватрослав с ватами или вятами (предками вятичей) не случайно.

Перечисленные выше факты общности когда-нибудь позволят исторической науке признать хорватов и вятичей не только роднёй, но и потомками скифов наравне с древними русичами.

воскресенье, 4 марта 2018 г.

Скифы сербо-хорватские



Почему наука замалчивает скифское происхождение сербов и хорватов? Видимо кому-то хочется дробить балканские народы на мелкие общины без знатного происхождения и древней истории.
А между тем есть документальное свидетельство Иоанна Скилицы (ум. 1101), который идентифицировал хорватов и сербов как скифов.
Есть и косвенное лингвистическое подтверждение у Фасмера в статье о сербах. Там много букв, но суть мне удалось выявить. Там упомянут древний индоевропейский корень «serv» в значениях «беречь, охранять, служить».  Этот корень при отделении греческой группы языков от ядерной ирано-славянской лексики сохранил «serv» в романских языках с теми же смыслами. Одновременно греческой группе языков достался родственный корень (серб). Скифо-сарматская группа получила братские корни (ксерб, ксарв). После этого в славянской группе сформировались корень (срб) в значении «серб» и корень (хрв) для имени народа «хорваты».
Во всех вышеперечисленных модификациях корней сохранялся первосмысл «беречь, охранять, служить». 
Следовательно, есть достаточно оснований считать сербов и хорватов потомками скифов наравне с древними русами. Отсюда и поразительное совпадение русской и сербской и хорватской лексики. 

четверг, 1 марта 2018 г.

Скифское языкознание



На каком языке говорили скифы?
В Википедии, в статье о скифо-сарматских языках, написано, что скифский язык «откололся от единой иранской языковой общности» около тысячи лет до н. э. Там же, в статье о скифах, написано, что скифы - древний индоевропейский народ. 
Получается путаница с языковой общностью – иранская или индоевропейская?
Наука глотохронология создала модель в виде «Дерева распада индоевропейских языков» и определила «скорость замены ядерной лексики» по спискам из 30,100 и 200 ядерных слов.
По глотохронологии С.А.Старостина около 3020 лет до н.э. разделились греческая и ирано-германо-славянская ветви языков.
Германская ветвь отделилась от ирано-славянской около 2860 лет до н.э.
Иранские языки отделились от славянских около 2710 лет до н.э.
Следовательно, жившие с 1233 года до н.э. скифы должны были говорить на славянских языках, поскольку обретались вдали от иранских земель - там, где ныне живут славяне, потомки и наследники скифов.
До наших дней сохранилось самое сильное сходство русского языка и санскрита. Отсюда следует, что русский язык – это крупнейший ядерный остаток индоевропейской языковой общности после отделения иных языковых ветвей.
Следовательно, скифы должны быть праславянами,  говорившими на языках славянской группы. Они более славяноязычные, чем ираноязычные. Может быть поэтому, скифы и ходили военными походами в иранские земли аж до Египта вместе со славянскими дружинами.
Уверен, что наука безропотно признает эти утверждения, если будет на то высочайшее политическое решение. Например, в порядке улучшения международной репутации России.

PS. Всё выделенное жирным шрифтом считаю своим личным достижением, поскольку никто ещё так не писал. Проверено сетевыми поисковиками.