Понятно,
что лекторий – это место, где делаются лекции. Не понятно, почему так запутано
происхождение этого слова. Со времён Фасмера выстроена для лектория цепочка
предков от латинских lectio
(собирание, выбор) и legere
(собирать, читать), вплоть до связки с праиндоевропейским корнем *leg- (собирать).
Почему-то
не додумались, что более древним и прямым предком мог быть древнегреческий
корень *lek- с первосмыслом λέξις (лексис) – слово и с производной формой
λεκτική (лектика) - искусство
говорить. В греческом языке
[ξ-кси] заменяет [к] перед гласными.
Поскольку
греческая письменность древнее древнеримской латыни, то из греческого языка
пришло в латинский слово «lectio» и приобрело значения собирания, выбора, чтения, текста. Так переводные латинские
смыслы стали причиной путаницы. Для русских слов - лекция, лектор и лекторий латинское
слово lectio (собирание) не предок, а побочная родня.
Для
пущей убедительности полезно вспомнить родственную группу медицинских слов
лекарь и лекарство с тем же корнем *lek-, поскольку «слово» изначально
было первейшим лекарством для утешения и запуска восстанавливающих механизмов.
Теперь
о наболевшем и краеведческом - об острой потребности в лекториях в условиях
больших современных трудностей с доступностью просвещения, лечения и утешения.
Мои
поиски приличного лектория не увенчались успехом. Их нет в Туле и в Тульской
области. Нет о них хвалебных отзывов ни в средствах массовой информации, ни в
Интернете. Нашлись в Туле две областные и одна городская организации
Всероссийского общества «Знание». Но в активной лекционной деятельности все они
не были замечены.
Справедливости
ради надо вспомнить о частичных успехах. Один сезон продолжался хороший музыкальный
лекторий в Тульской филармонии. В этой «Музыкальной гостиной» можно было даже выпить-закусить для лучшего усвоения знаний.
Не хватало там только видеопрезентаций авторов и произведений на большом экране
в промежутках между исполнениями музыки. Такие дополнительные средства оживляжа
существенно обогатили бы зачитываемые тексты.
Интересны
были отдельные лекции в Тульском художественном музее, но их тоже можно изрядно
улучшать.
Стабильной
регулярностью отличались лекции в музее «Тульские древности». Но они рассчитаны
больше на продвинутых коллег, чем на неподготовленных слушателей. Не получается
у них доступно знакомить с краеведческими открытиями и археологическими
находками.
Надеюсь
всё-таки, появятся со временем в России и на тульской земле успешные лектории,
которые будут привлекать ценителей новых концентрированных знаний и воспитывать
потребность в лекторском просвещении. В таком качестве лекторий полезнее
Интернета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий