суббота, 9 декабря 2017 г.

Лекторий

Понятно, что лекторий – это место, где делаются лекции. Не понятно, почему так запутано происхождение этого слова. Со времён Фасмера выстроена для лектория цепочка предков от латинских lectio (собирание, выбор) и legere (собирать, читать), вплоть до связки с праиндоевропейским корнем *leg- (собирать).
Почему-то не додумались, что более древним и прямым предком мог быть древнегреческий корень  *lek- с первосмыслом λέξις (лексис) – слово и с производной формой λεκτική (лектика) - искусство говорить. В греческом языке [ξ-кси] заменяет [к] перед гласными.
Поскольку греческая письменность древнее древнеримской латыни, то из греческого языка пришло в латинский слово «lectio»  и приобрело значения собирания, выбора, чтения, текста. Так переводные латинские смыслы стали причиной путаницы. Для русских слов - лекция, лектор и лекторий латинское слово lectio (собирание) не предок, а побочная родня.
Для пущей убедительности полезно вспомнить родственную группу медицинских слов лекарь и лекарство с тем же корнем *lek-, поскольку «слово» изначально было первейшим лекарством для утешения и запуска восстанавливающих механизмов.
Теперь о наболевшем и краеведческом - об острой потребности в лекториях в условиях больших современных трудностей с доступностью просвещения, лечения и утешения.
Мои поиски приличного лектория не увенчались успехом. Их нет в Туле и в Тульской области. Нет о них хвалебных отзывов ни в средствах массовой информации, ни в Интернете. Нашлись в Туле две областные и одна городская организации Всероссийского общества «Знание». Но в активной лекционной деятельности все они не были замечены.
Справедливости ради надо вспомнить о частичных успехах. Один сезон продолжался хороший музыкальный лекторий в Тульской филармонии. В этой «Музыкальной гостиной» можно было даже  выпить-закусить для лучшего усвоения знаний. Не хватало там только видеопрезентаций авторов и произведений на большом экране в промежутках между исполнениями музыки. Такие дополнительные средства оживляжа существенно обогатили бы зачитываемые тексты.  
Интересны были отдельные лекции в Тульском художественном музее, но их тоже можно изрядно улучшать.
Стабильной регулярностью отличались лекции в музее «Тульские древности». Но они рассчитаны больше на продвинутых коллег, чем на неподготовленных слушателей. Не получается у них доступно знакомить с краеведческими открытиями и археологическими находками.

Надеюсь всё-таки, появятся со временем в России и на тульской земле успешные лектории, которые будут привлекать ценителей новых концентрированных знаний и воспитывать потребность в лекторском просвещении. В таком качестве лекторий полезнее Интернета.

Комментариев нет:

Отправить комментарий