четверг, 6 июля 2017 г.

Вятичи, Ветлуга и вотяки


 Продолжаем обогащать историю вятичей их соседскими связями.
Старое русское название народа  «вотяки» не имеет убедительных версий происхождения. Утверждается, что когда-то вотяков переименовали в удмуртов. Удмурты по многим признакам справедливо причислены к народам финно-угорской языковой группы. А вотяки, по моей версии, этническая смесь, изначально более близкая к славянам, чем к «финно-уграм». Со временем вотяки могли исчезнуть в результате более контрастного разделения славянских и финно-угорских генов однородными браками.
Думаю, что вотяки были потомками пришлого славянского населения Ветлужско-Вятского междуречья. Рождались они от выходцев из земель вятичей. К этой версии сходится много разрозненных фактов. Общим здесь видится корень <вят>. Чередование гласных (е-о-я) в безударной позиции не должно смущать – таких примеров в русском языке множество.
В среднерусском говоре «аканье-яканье» такое же обычное дело как вологодско-костромское «оканье». Так «вотяки» вполне могли получиться из «вятяков». Кстати, это соответствует особенностям местных марийских языков о повторении гласных звуков.
Более ста лет назад отмечалось, что вотяки светлоглазы, рыжеваты и веснушчаты. Они живут преимущественно в селениях с русскими названиями. Они легко перенимают русский язык и обычаи.
Река Ветлуга могла получиться из «Вятлуги», потому что опять-таки местные марийские языки называют реку «В?тла». Здесь знаком вопроса отмечены некие безударные мягкие звуки, обозначаемые буквами Ы или У с надстрочными двоеточиями. Такие звуки вполне могли быть переняты от славянского звука Я.
Это я всё к тому, что имена народа «вотяки» и реки Ветлуга могли появиться от пришлых вятичей во времена их бегства от христианизации (X-XII век) и ордынских напастей (XIII-XV век).

Комментариев нет:

Отправить комментарий