Продолжаем
обогащать историю вятичей их соседскими связями.
Старое
русское название народа «вотяки» не
имеет убедительных версий происхождения. Утверждается, что когда-то вотяков
переименовали в удмуртов. Удмурты по многим признакам справедливо причислены к
народам финно-угорской языковой группы. А вотяки, по моей версии, этническая
смесь, изначально более близкая к славянам, чем к «финно-уграм». Со временем вотяки
могли исчезнуть в результате более контрастного разделения славянских и
финно-угорских генов однородными браками.
Думаю,
что вотяки были потомками пришлого славянского населения Ветлужско-Вятского
междуречья. Рождались они от выходцев из земель вятичей. К этой версии сходится
много разрозненных фактов. Общим здесь видится корень <вят>. Чередование
гласных (е-о-я) в безударной позиции не должно смущать – таких примеров в
русском языке множество.
В
среднерусском говоре «аканье-яканье» такое же обычное дело как
вологодско-костромское «оканье». Так «вотяки» вполне могли получиться из «вятяков».
Кстати, это соответствует особенностям местных марийских языков о повторении
гласных звуков.
Более
ста лет назад отмечалось, что вотяки светлоглазы, рыжеваты и веснушчаты. Они
живут преимущественно в селениях с русскими названиями. Они легко перенимают
русский язык и обычаи.
Река
Ветлуга могла получиться из «Вятлуги», потому что опять-таки местные марийские
языки называют реку «В?тла». Здесь знаком вопроса отмечены некие безударные мягкие
звуки, обозначаемые буквами Ы или У с надстрочными двоеточиями. Такие звуки
вполне могли быть переняты от славянского звука Я.
Это я
всё к тому, что имена народа «вотяки» и реки Ветлуга могли появиться от пришлых
вятичей во времена их бегства от христианизации (X-XII век) и ордынских напастей (XIII-XV век).
Комментариев нет:
Отправить комментарий