Восстановление кремлёвской колокольни – дело благое. Туле
нужна эта высокая вертикаль, видимая с окраинных городских холмов и отвлекающая
внимание от труб заводских и городских котельных. На туристических маршрутах по
городу будет легче ориентировать гостей города на кремль и
достопримечательности центра. Тульская сувенирная продукция может пополниться
видом с колокольни на трёхлучевую застройку города, повторённую с Санкт-Петербурга
улицами Оборонной, Демонстрации и проспектом Ленина.
Однако пугает неосторожное обещание областной власти
передать построенную колокольню тульской епархии для церковных нужд. Сразу
вспоминается, что у епархии много колоколен, в том числе Всесвятская с отличным
обзором города и с уютной трапезной на высоте птичьего полёта. Простым смертным
подняться на эти колокольни и полюбоваться окрестностями нельзя. А хорошо, если
бы на кремлёвской колокольне была доступная народу смотровая площадка. Глядишь,
и к застройке города отношение было бы более бережным. Уюта и зелени в городе
стало бы больше. Сверху виднее, что нужно исправить и к чему руки приложить.
С краеведческой точки зрения вспоминается, что в Туле было
немало непримиримых и влиятельных старообрядцев,
в том числе купцов, известных оружейников, выборных старост, ремесленников и
простого люда. Единоверие возникло как компромиссное церковное явление между
староверами и ревнителями новых канонов по реформе патриарха Никона. Но в Туле
первый единоверческий приход открылся только в 1894 году, спустя более 240 лет
после церковного раскола 1652 года. Единоверцам выделили храм во имя Тихона
Амафунтского с приделом во имя Иоанна Златоуста на нижнем этаже кремлёвской
колокольни. Получается, что колокольня может быть памятником твёрдости веры
туляков, веротерпимости и здравомыслия.
Поэтому колокольня должна быть не просто городской
колокольной звонницей с часами-курантами, но и музеем.
Тульский музей религиозной культуры мог бы иметь экспозиции
о язычестве и христианизации вятичей, о расколе, старообрядчестве и единоверии,
о конфликте церкви с мировоззрением Льва Толстого и т.д. Так может получиться уникальный музей.
P.S. Чтобы отмести нападки и
обвинения в разжигании межрелигиозной
розни, вынужден сообщить, что у меня сложилось научное мировоззрение на
религию. Я не приемлю веру в божественный промысел и божественное сотворение
мира. Я уважаю чувства верующих, отвергаю творителей смертных грехов и с
великим почтением отношусь к историческому наследию религиозной культуры,
стимулировавшей развитие наук, искусств и ремёсел. Но это уже отдельная тема.
Я не хочу конфликтов православных служителей церкви и паствы с невоцерковленным населением. Поэтому надеюсь, что местные и высшие руководители церкви проявят мудрость нестяжания и не будут подавать или отзовут свои прошения о передаче православной общине кремлёвских объектов религиозного назначения. В порядке компенсации утраченных надежд могу помочь церкви конструктивными и проверенными историческим опытом советами по развитию устойчивого благосостояния церковных общин.
Я не хочу конфликтов православных служителей церкви и паствы с невоцерковленным населением. Поэтому надеюсь, что местные и высшие руководители церкви проявят мудрость нестяжания и не будут подавать или отзовут свои прошения о передаче православной общине кремлёвских объектов религиозного назначения. В порядке компенсации утраченных надежд могу помочь церкви конструктивными и проверенными историческим опытом советами по развитию устойчивого благосостояния церковных общин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий