Когда
я предложил считать провинциальные монетные «барашки-мордки» монограммами покровительства Великих князей московских Василиев (I и II), я и не знал об удивительных
исторических совпадениях. Надо было только хорошенько поискать, очистить от
словесного мусора и перевести с научного на русский. Вот что получилось
простыми словами.
С
1389 года в Москве блюла престолонаследие вдова Дмитрия Донского Евдокия. За
триста лет до неё, с 1067 года маялась наследственными проблемами другая
Евдокия, вдова Византийского императора Константина Дуки.
Русская
Евдокия, заботясь о детях и престоле, замуж не выходила. Византийская Евдокия с
хитростями вышла замуж за спасённого ею от смертного приговора полководца и
сделала его императором Романом Диогеном.
В те
смутные времена в херсонской провинции Византийской империи начали ходить литые монеты с монограммой Романа Диогена (монеты
Херсона, в отличие от остальных византийских монет, изготовлялись методом
отливки, а не чеканки). Символ в виде якоря - это расположенные вертикально две
греческие буквы: "ро" и "омега" (вместе читаются как
"Ро" - начало имени императора). Только нет согласия по вопросу, к
правлению какого именно Романа (I-IV) они относятся. Поэтому
датируются подобные монеты периодом с IX по XIII века.
В
такие же смутные времена Московская Евдокия с сыном Василием, наследником
престола, позволяют некоторым родственным провинциальным князьям надчеканивать
серебряные монеты монограммой с глаголической буквой ВЕДА, первой буквой имени
Василия, верховного покровителя. Такие монеты до сих пор находят
преимущественно в верховьях Оки и Дона на землях бывших князей рязанских,
пронских, елецких, одоевских, тарусских, серпуховских и московских. А больше
всего - на ничьих землях между перечисленными княжествами, т.е. на территории
нынешней Тульской области. Монеты с номограммой ВЕДА были в обращении во время
княжений Василия I (1389-1425) и его сына Василия II (1425-1462 с перерывами). А
может быть и позже, до окончательного вхождения удельных княжеств в Великое
Московское княжество. Понятно, что под покровительством Московских великих
князей провинциальные князья чувствовали себя более сильными и уважаемыми.
Наличие
византийского примера делает версию о глаголической монетной монограмме
убедительной. По крайней мере достойной внимания наравне с иными версиями.
Однако если эту версию принять, то в русской истории первые монетные монограммы
появились не при Петре I,
а на три века раньше. И это достойно почтения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий