В минувший четверг, 11 декабря, собрался долгожданный
общественный совет областного министерства культуры и туризма. Заявленная тема –
состояние и перспективы краеведения.
В своём выступлении на этом совете я высказал своё мнение, что
состояние краеведения самопроизвольное, а перспективы – хронически оптимистические.
Слово «самопроизвольное» здесь наполнено двумя смыслами: краеведы действуют
сами по себе в условиях произвола должностных лиц, призванных поддерживать их в
порядке исполнения должностных обязанностей. Где поддерживают краеведов (например,
в Венёвском районе), там есть поразительные успехи. Венёвский клуб краеведов, энтузиазм
Дениса Махеля, гостеприимство районного краеведческого музея и помощь районных
учреждений культуры – это уникальный случай и удачное стечение обстоятельств.
Хорошие успехи есть в сфере религиозного краеведения при поддержке Епархии. Заметна
краеведческая активность национальной еврейской общины. В последнее время
оживилось военное краеведение при поддержке Музея военной истории.
Гораздо больше примеров игнорирования краеведческих
инициатив. За последние полтора года в
этом краеведческом блоге опубликовано сто статей. В тридцати статьях сформулированы
и обоснованы 43 предложения, каждое из которых может стать отдельным
краеведческим проектом. Областное министерство культуры и туризма, вкупе со
всеми своими культурными учреждениями и центрами развития проигнорировало все
эти инициативы. Не эффективными оказались как устные личные и публичные
обращения, так и письма по электронной почте.
Теперь о хронически оптимистических перспективах. Тульские
краеведы со времён их предвоенных политических репрессий ХХ века хронически
больны оптимизмом и верой в лучшие времена при каждом новом руководстве
культурой. Оптимизм поддерживался памятью о благодатных временах 60-х годов
прошлого века, когда пионерские «Красные следопыты» и комсомольский «Искатель»
были сферой государственных интересов и заботой всех партийных и хозяйственных
руководителей. Даже в голодные перестроечные годы был короткий период, когда
тульской областной культурой руководил Игорь Михайлович Москалёв. Тогда в
условиях бюджетного безденежья он включил мощные механизмы морального поощрения
работников культуры. Небывалое количество туляков было удостоено
государственных наград и всероссийских почётных званий. Заслуженным работником
культуры стал тогда и краевед Пилипенко, самым значимым достижением которого
был краеведческий проект по меморизации кратковременных визитов Есенина в Тулу.
Если в наши дни это невозможно по федеральному законодательству, то нет
препятствий для учреждения регионального статуса «Заслуженный деятель культуры
Тульской области»
Новые надежды краеведов были связаны с объявленным Годом
культуры (2014). Вот характерная цитата из свежего государственного документа: Одной
из сложных, но важных задач государственной культурной политики является
своевременная и продуманная поддержка появляющихся культурных общественных
инициатив, новых типов культурных институтов. (Основы государственной
культурной политики).
Опираясь на эту
государственную доктрину, я предложил на последнем общественном совете учредить
новый культурный институт – Совет директоров краеведческих проектов. Мотивация
простая – краеведов невозможно объединить в официально зарегистрированные
организации даже для целей получения грантов. Обещанка – не данка, а затраты на
содержание организации существенны. Членские взносы и попрошайничество здесь не
помогут. А между тем, каждый краевед, ведущий свою тему, может создать вполне
материальный продукт с коммерческой ценностью – краеведческий проект. По мере
доработки и продвижения проекта его культурная и коммерческая ценность растёт. Появится
реальная возможность привлечения целевой финансовой помощи и материального
вознаграждения всех участников и помощников проекта. Главное – выявить достойные
краеведческие проекты и их лидеров. На принципах самовыдвижения автор или лидер
получит статус общественного признания – директор краеведческого проекта. После
этого можно двигаться дальше.
1.Создать Совет директоров краеведческих проектов.
2.Учредить регулярные фестивали краеведческих проектов.
3.Оформленные современными технологиями лучшие краеведческие
проекты должны быть достойно представлены в музеях, в тульском кремле и в Доме
дворянского собрания.
4.Установить статус краеведов как деятелей культуры.
Эти четыре пункта я предложил общественному совету
областного минкульта и при свидетелях вручил их вместе со списком ранее проигнорированных
краеведческих инициатив.
Было бы полезней иметь общественный экспертный совет для оценки краеведческих работ и исследований.
ОтветитьУдалитьКраеведам, зачастую не верят ни чиновники, ни работники культуры и новые сведения, найденные в архивах, много лет остаются неизвестными.
Авторитетный экспертный совет должен давать оценку качества, полезности и нужности данного исследования.
Стимулировать наиболее интересные исследования, продвигать их на гранты, рекомендовать к публикации.
Я полагал, что в том числе и такими экспертизами займётся совет директоров краеведческих проектов. В этом совете я надеюсь общаться виртуально и явно с Махелем, Клочковым, Георгиевской с дочерью, с обоими Зайцевыми, с Щербаковым,Тенцером, Лепёхиным и многими другими. Все они со своими темами уже по факту и достижениям являются директорами краеведческих проектов.
ОтветитьУдалить