Однажды,
в 1848 году, русский композитор Михаил Глинка сочинил симфоническую фантазию, в
которой был забористый плясовой мотивчик.
1848 -
високосный год обезьяны. В мире потрясения и смута. Начало революции в Италии,
Франции, Германии, Австрии и Венгрии. В Лондоне опубликован Манифест
Коммунистической партии. В Калифорнии найдено золото и началась золотая
лихорадка.
В
России это холерный год, унесший почти миллион душ. Русские войска как обычно заняты
умиротворением, на этот раз - Дунайских княжеств Молдовы и Валахии.
Знать
и в правду есть в русском человеке некая особинка, которая позволяет и в
трудные времена хлопнуть шапкой об пол с кличем «где наша ни пропадала» и
спеть-сплясать всем напастям на зло. Тут и пришлась ко времени плясовая Глинки.
Стала она популярной и любимой повсюду – и в дворянских салонах, и в мужицких
кабаках. Только вот приличного названия у этой плясовой мелодии не было.
Тогда
князь Владимир Одоевский, последний носитель родовой княжеской фамилии, рассказал
Глинке тульскую легенду о комаренском мужике. Жил тот мужик в городке Комаринске возле Тулы, где речка Комаренка
в речку Тулу впадает. Во всей ближней и дальней округе считался комаренский
мужик непревзойдённым плясовых дел мастером. Никто не мог его переплясать ни в
скором переплясе, ни в долгом танце всю ночь напролёт от вечерних петухов до
утренних. То по кругу он важно двигался, расширяя себе простор, то выкаблучивал
и выкомаривал, будто от назойливого комара отбивался. То пяткой, то носком «ковырялочку»
делал. То топотушки притоптывал как бы сбивая пыль с сапог. Руки «в бо́ки» ставил, затем разводил их в стороны, а
то и в верх возносил поочерёдно, да на затылок закидывал. И вприсядку у него
получалось, и подскоком, и верчением. И ногами-то он дробь выбивал. И ладонями
себя сверху донизу охлопывал. В общем, чудеса творил.
Послушал
композитор Глинка сказочника Одоевского и дал своей мелодии имя «Комаренская». С тех пор много воды утекло. Исчез городок
Комаренск, а потом и Комаренская Слобода по соседству. Речку Тула стали
называть Тулицей. Речка Комаренка усохла до ручья Комарки. Да и имя разгульной
пляски стали писать с двумя ошибками – «Камаринская». И получилось, что ни древний
город Комаренск, ни безудержные комары к имени мелодии и танца отношения
никакого не имеют?! Несправедливо как-то.
Должны
же наступить времена, когда Комаренский Мужик станет достопримечательностью
вровень с Левшой. И поставят Комаренскому Мужику в Туле памятник. И учредят
традиционный международный фестиваль и конкурс плясовых дел мастеров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий