четверг, 21 мая 2015 г.

Оберег на мужскую голову


Вот картинка и цитата из Интернета: Шлем из кургана Ак-Бурун (IV в. до н.э.). Золото. Найден недалеко от г. Керчь в захоронении скифского, сарматского или меотского вождя. Изготовлен в мастерской Боспорского царства, о чем говорит девятилепестковый цветок каллы (?-В.Г.).
 Хранится в Государственном Эрмитаже. 
Здесь, на шлеме, знакомые завитки-завЕтки явно выступают по меньшей мере в трёх ипостасях. Во-первых, это оберег головы, потому что на шлеме. Во-вторых, символ богатства и могущества, потому что на золоте. В-третьих, знак силы, упрямства и готовности к сопротивлению, потому что завитки стали похожи на рога барана. А по баранам можно найти в изобилии расшифровку их собственной символики.
Удивительно, почему до сих пор ни один исследователь не озадачился вопросом: что из сакральных смыслов хронологически первично – знак завитка или знак барана? Я склоняюсь к убеждению, что завитки-завЕтки древнее. Они были предками знаков барана.
В приведённой выше цитате я специально выделил слово «каллы», потому что категорически против его применения здесь. Почему на это не обращают внимание? У калл один лепесток. Нет никаких свидетельств об их древности. Гораздо больше подходят лотосы. Они могут иметь 5,7и 9 лепестков. Известно, что родом лотосы из Северной Африки. У них много полезных свойств. Плоды их очень вкусны; в древние времена их сушили впрок, перетирали в муку и пекли лепёшки. Лотос растет повсеместно в стоячих и медленно текущих водах от экватора до лесостепных широт. У лотоса есть масса достоинств, чтобы быть сакральным и геральдическим символом. Не случайно образ девятилепесткового лотоса появился на государственном гербе и флаге Калмыкии. Лотос - это универсальный восточный символ с древнейших времён, соответствующий западной лилии. Впрочем, это уже тема отдельного изыскания. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий