четверг, 8 мая 2014 г.

Будущее сельской культуры

Изложенные ниже предложения являются результатом моего личного опыта проектирования объектов строительства. Они не были реализованы до настоящего времени по причине несогласованности интересов и возможностей органов власти, заказчиков-застройщиков и эксплуатационников. Поэтому они до сих пор остаются инновационными. Во всяком случае, они могут быть полезными для дальнейшего обсуждения и продвижения.
Концептуально важно, что главная роль в будущей концепции сельской культуры должна быть отведена потребителям культуры, создающим эту культуру. Сельская культура должна создаваться её потребителями в первую очередь для себя и своими силами, но под руководством опытных профессионалов. Именно поэтому надо последовательно создавать новые многофункциональные досуговые центры культуры и обслуживания. Посетители должны иметь возможность приехать сюда на час, на полдня, на день, на неделю, месяц и год.
За такое время можно много сделать или многому научиться.
При таком подходе значительно сокращается управленческий и вспомогательный персонал. Появляется возможность больше платить специалистам. Повышается посещаемость культурных мероприятий, увеличивается рентабельность туристического сервиса, гостиничного хозяйства, общественного питания, медицинского обслуживания и т.д.
При этих центрах должны быть созданы образовательные подразделения различных форм: средние и высшие профессиональные, дополнительного образования, дистанционные, тьюторские, тренинговые, клубные, просветительские и т.д.
Обучение не только бесплатное, но и на полном обеспечении проживанием, питанием, униформой и т.д. По сути, это должны быть студенческие кампусы по типу отелей класса не ниже **** (всё включено). Платой за всё является труд на благо центра в качестве вспомогательного, обслуживающего и управленческого персонала. Студенты должны приобретать опыт и стаж с момента зачисления на учёбу. Таким образом, для органов власти решатся проблемы охраны, уборки, текущего ремонта, содержания прилегающих территорий (парков), обслуживания себя и посетителей и т.д. Для студентов решатся проблемы профориентации, карьерного старта и социального лифта.
На первом этапе приём можно начать с 14-ти лет из выпускников 9-х классов и нетрудоустроенной молодёжи.
Выпускники таких центров станут ценным кадровым ресурсом для органов муниципального и государственного управления, а также для социально значимых объектов и хозяйствующих субъектов. Это будут специалисты со стажем, опытом, квалификацией и дипломом шефствующих престижных колледжей и университетов.
Обязательны длительные межмуниципальные, межрегиональные и зарубежные стажировки на рабочих местах, проведение соревнований, фестивалей, гастролей и конференций.
В сельской местности создание таких культурных центров может быть многовариантным. На новом месте - у перекрёстка дорог, у леса, у водоёма. При реконструкции – на базе сельских клубов, малокомплектных школ, интернатов, баз отдыха, брошенных заводов, сельских мехдворов и т.д.
Особенно перспективно создание таких центров по соседству с историческими памятниками, в том числе – возле разрушающихся бывших усадебных комплексов.
Культурные центры должны отличаться «изюминками». В одном – наиболее интересен спорт или бани, в другом – искусства или салоны красоты,  в третьем – ремёсла или волонтёрство, в четвёртом – медицинская диагностика, профилактика, реабилитация и т.д.
Такие центры способны поддерживать порядок, безопасность и сезонную занятость на обширной прилегающей территории и в ближайших поселениях. Они могут формировать новую культурную среду обитания, постепенно вовлекая в неё окрестное население любого возраста и имущественного положения. Но главная их задача – уничтожать причины тунеядства, нахлебничества, алкоголизма и наркомании. И будет очень хорошо, если получится создать условия для формирования здоровых и культурных семей на основе общих интересов.
Строительство и оснащение таких культурных центров может выполняться на принципах государственно-частного партнёрства с привлечением наиболее успешных компаний региона, России и зарубежных стран.
Понятно, что основные проблемы возникнут не столько от финансирования (т.к. средства всё же есть в разных источниках), сколько от способностей преодолеть известные межведомственные и бюрократические барьеры. На это и нужно власть употребить.


Считаю, что первые шаги по реализации этой концепции должны быть сделаны в направлении ускоренной разработки эскизных проектов таких культурных центров для каждого муниципального образования Тульской области. Больших финансовых затрат это не потребует. Но значительно повысит инвестиционную привлекательность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий