Почему в славянской мифологии не воспеты Ляд и Лада с их
корневыми первосмыслами?
Ляд считается чем-то негодным и скверным, от дармоеда до
нечистой силы – беса, чёрта.
Лада (Ладо) признаётся спорным божественным персонажем,
от цветущего девичеста до глубокомудрого старчества.
Полагаю, корневые первосмыслы можно выявить из
совокупности однокоренных слов.
Лядский = скорый. С таким же смыслом однокоренные слова
взгляд, коляда, ляда (крышка, люк, ставень), лядящий (скоропортящийся), рухлядь
(скарб, скороброс), челядь (скорые слуги). Даже известное литературное и
ругательное слово «блядь» (из древнерусского бо,ибо+ляд) в первосмыслах могла
быть скорой на доставление плотских утех особой.
В родственных словах с корнем *ЛАД- преобладающим смыслом
можно признать порядок. Например, в словах владыка, гладь, доклад, лады, склад,
рулада, уклад…
Возможно, «корень скорости» (ЛЯД) и «корень порядка»
(ЛАД) стали со временем противоположностями, подобными восточным ИНЬ и ЯНЬ.
И это не только повод поправить словари в части происхождения и смыслов слов, но и благодатное поле для развития предковой мифологии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий