вторник, 30 апреля 2019 г.

Лахудра вольная



Стоило мне заглянуть в корень, как слово «лахудра» в основах и истоках своих получилось совсем не ругательным.
Современная Википедия толкует это слово как бранное применительно к неопрятным людям любого возраста, преимущественно к женщинам.
Считается, что произошла «лахудра» от неустановленной формы. В словаре Фасмера есть специальная оговорка о невероятном заимствовании из сомнительного финского *laahutra «жалкий бродяга».
Моя проверка выявила в финском языке вроде бы однокоренное слово «lahti» – бухта, залив, разрыв (берега). Отсюда пошли известные питерские названия, связанные с исторической местностью Лахта на северном берегу Финского залива.
Прослеживается однокоренная и смысловая связь в словах Лахта (разрыв берега) и плаха (дровяной развал по Далю, расколотое вдоль бревно). Общим в корне *лах- мог быть смысл природной вольности. Тогда однокоренной роднёй может быть минерал маЛАХит с его вольными извилинами. Сюда же и бесспорно вольные баЛАХон и маЛАХай.
Отсюда вполне возможными становятся эпатажные суждения:
Феллах – это не просто пахарь в арабских станах, а вольный земледелец с древних шумерских времён.
Салах – это арабское мужское имя, связанное не с «благочестием», а с идеалами «вольности».
Наконец, слово «Аллах» в первосмыслах своих не только творец всего сущего, но и носитель всевышней воли.
Итак, в корне *лах- может преобладать смысл «вольности». Тогда многие однокоренные слова неизвестного происхождения могут стать смысловыми родственниками. Например:
Валахия – историческая область Румынии;
Гвадалахара – города в Испании и Мексике;
Калахари – пустыня в Южной Африке;
Лахор – город в Пакистане;
Оклахома – пограничный с Техасом штат США, с официальным прозвищем «Штат землезахватчиков (проворных)».
Получается, что «корень вольности» *лах- мог появиться во времена допотопного языкового единства, сохранив связанные с вольностью смыслы в разных современных языках.
Что касается главной героини этой новеллы, то «лахудра» – это в общем случае и в первосмыслах вольная особа, независимая от производимого ею впечатления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий