В
истории многих государств, когда власть доходила до развала и невыносимости, на
помощь приходили женщины.
С
1389 года, после кончины Дмитрия Донского, великая княгиня Евдокия 18 лет фактически стояла во главе Московского княжества,
являлась блюстительницей престолонаследия
и порядка среди множества детей. Их у Евдокии было двенадцать.
В
переводе с греческого Евдоки́я значит «Благоволение». Благая воля матери стала полезной
во многих отношениях. Её старший сын
Василий по наследству занял Московский великокняжеский престол в 22-летнем возрасте.
Через два года мать женила его на Софье, единственной дочери Великого князя
литовского Витовта. Это была надежда на мир с Литвой. Кстати, сделано это было
по примеру Дмитрия Донского, который за два года до кончины успел выдать свою
старшую дочь, тоже Софью, за Фёдора, который через 16 лет, в 1402 году,
унаследует многопроблемный Рязанский княжеский престол.
У меня есть версия, что именно по
благоволению Евдокии в Рязанском и Пронском княжествах на серебряных монетах
появились вариации необычных надчеканов, похожих на куньи мордки и барашки. Правда, прямых доказательств
этой версии пока нет. Но косвенных предостаточно.
Во-первых,
это знак большой властной силы абсолютно не воинственный, не характерный для
традиций того времени, какой-то женский.
Во-вторых,
этот знак ставился не только на мелкие чешуйки из серебряной проволоки, но и на
крупные дорогостоящие арабские дирхемы. В общем, на то, что было в ходу. Чтобы попрать дирхемы надчеканом нужно было обладать большим авторитетом и решительностью до самопожертвования. В защите кровных интересов женщины отважнее мужчин.
В-третьих,
Евдокия имела причину (юридический мотив) – благоволить и покровительствовать
соседним княжествам Рязанскому и Пронскому, где на престоле была родня по крови
или по супружеству. Может быть, даже у Евдокии было желание дать гарантии замирения этих двух княжеств после многолетней вражды, вершиной которой было временное свержение Олега Рязанского Владимиром Пронским в 1371-1372 годах.
В-четвёртых,
Евдокия имела возможность предложить такой знак своим авторитетом великой домоправительницы
московской.
В-пятых,
известен исторический прецедент того времени - В одной из летописей о
помещении тамги одного государства на монету другого повествуется следующим
образом. В 1399 году литовский князь Витовт предпринял поход против ордынского
правителя Тимур-Кутлука. Стороны обменялись «любезностями». Витовт «восхоте во
всеи Орде быти на денгах Ординских знамение Витовтово». Противная сторона дала
«симметричный» ответ: «чтобы во всем твоем (Витовта) княжении на твоих денгах
Литовских моему ординскому знамени быти».
В
1407 году Евдокия удалилась в Вознесенский женский монастырь, приняв монашество
с именем Евфросинии, и этом же году
умерла. Не исключено, что монашеское имя великой княгини Евдокии Московской
связано с мирским именем умершей в 1405 году Великой княгини Евфросинии Рязанской, супруги князя
Олега и свекрови родной дочери Софьи.
Преподобную
Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы. В 2009 году в её
честь на Нахимовском проспекте построен храм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий