Такой
вывод удалось сделать с помощью Викисловаря, где приводится татарское
существительное "тормА" с ударением на последнем слоге и
прилагательное принадлежности "тормасы". Эти слова переводятся на
русский язык как редька и редькин.
Получается,
что в ордынские времена слово "тормасы" могло стать татарским
прозвищем русского человека или селения, употреблявшего чуждую кочевникам
горькую редьку.
В
современном венгерском языке сохранилось такое же слово "тормА",
означающее "хрен". Вот вам и доказательство справедливости русской
пословицы "Хрен редьки не слаще". Естественно, возникает вопрос, как
слово "тормА" с близкими кормовыми смыслами оказалось в далёких
языках – татарском и венгерском? Кто был зачинателем? Не общие ли предки –
скифы или сарматы?
Выражение
"вверх тормашками", до сих пор остающееся неразгаданным в русских словарях,
буквально означает "вверх корешками". В этот смысловой ряд встают и
другие русские слова
"тормосок" (походная упаковка закуски) и "тормасА"
(плетёные короба для корнеплодов и плетёная
зимняя обувь - упаковка ног). Отсюда могла пойти многократно
прославленная русская фамилия Тормасов и название сторожевого казачьего села
Тормасово Ефремовского района Тульской области.
Похоже,
что изначально слова с корнем
"торм" были древнерусскими, а возможно, и праславянскими. И родились они на земле, где осёдлые
земледельцы веками выращивали хрен и редьку.
Почему-то
никто до меня не догадался рассмотреть слово «тормаса» как двухкорневое. Первый
корень *тор- мог быть связан со скифо-сарматским богом Тором. Второй корень
*мас- похож на праславянский *męso- (ст.-слав.
мѩсо, чешск. mаsо, словацк. mäso) в значениях мясо. Получается вроде бы
«торово мясо». Только не в смысле божественная плоть, а в значении порождённой Тором
продукции, в том числе полюбившейся еды – мяса и редьки. Не случайно в
древнерусском языке были слова «маса, мася» в значениях ребёнок, зверёнок,
ягнёнок, всё умилительно любимое, что может быть истолковано дополнительно как
лепота, лепость, лепство.
Выявленные
корневые связи могут быть существенным вкладом в скифо-сарматскую и славянскую мифологию,
а потом и в историю.
Сочетание скифо-сарматского и
праславянского корней вполне убедительно, если не забывать, что славяне потомки
скифо-сарматов, которые и поныне обретаются на бывших скифо-сарматских землях.
Редька
известна более 5000 лет. Если она возделывалась в Древнем Египте, Вавилоне,
Древней Греции и Риме, то почему бы ей не прижиться у скифо-сарматов, ходивших
в те дальние земли успешными походами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий