Как на Руси языческие обереги совмещались с
христианскими? Убедительные картинки нашлись в Интернете. Осталось их только
сравнить и истолковать.
Слева языческая серебряная привеска X–XI века с
городища у д. Гнёздово Смоленской губернии. Клад был найден в 1857 году. Картинка опубликована на обложке трудов Государственного Эрмитажа, XLIX. Санкт-Петербург, 2009. На привеске языческие
обережные спирали.
Справа бронзовая крестоспиральная привеска из XIII
Троицкого раскопа в Новгороде. Датируется концом XI века. Здесь
языческие обережные спирали совмещены с христианским равноконечным крестом.
Причём, крест лежит под спиралями и мельче их. Получается, что владелец языческо-христианского нательного
креста, хоть и был крещён, но не так
сильно верил в обережные свойства новых христианских знаков по сравнению с
языческими. Больше
рассчитывал на защиту предковых завитков-заветок.
Возможно поэтому, личные знаки русских князей
Мономаховичей с простыми завитками были приняты вместо сложных трезубцев. Не
исключено, что «трезубцы» не проявили своих обережных свойств в кровавых княжеских
междуусобицах X–XI веков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий