суббота, 30 января 2016 г.

Комаренский мужик



Однажды, в 1848 году, русский композитор Михаил Глинка сочинил симфоническую фантазию, в которой был забористый плясовой мотивчик.  
1848 - високосный год обезьяны. В мире потрясения и смута. Начало революции в Италии, Франции, Германии, Австрии и Венгрии. В Лондоне опубликован Манифест Коммунистической партии. В Калифорнии найдено золото и началась золотая лихорадка.
В России это холерный год, унесший почти миллион душ. Русские войска как обычно заняты умиротворением, на этот раз - Дунайских княжеств Молдовы и Валахии.
Знать и в правду есть в русском человеке некая особинка, которая позволяет и в трудные времена хлопнуть шапкой об пол с кличем «где наша ни пропадала» и спеть-сплясать всем напастям на зло. Тут и пришлась ко времени плясовая Глинки. Стала она популярной и любимой повсюду – и в дворянских салонах, и в мужицких кабаках. Только вот приличного названия у этой плясовой мелодии не было. 

Тогда князь Владимир Одоевский, последний носитель родовой княжеской фамилии, рассказал Глинке тульскую легенду о комаренском мужике. Жил тот мужик  в городке Комаринске возле Тулы, где речка Комаренка в речку Тулу впадает. Во всей ближней и дальней округе считался комаренский мужик непревзойдённым плясовых дел мастером. Никто не мог его переплясать ни в скором переплясе, ни в долгом танце всю ночь напролёт от вечерних петухов до утренних. То по кругу он важно двигался, расширяя себе простор, то выкаблучивал и выкомаривал, будто от назойливого комара отбивался. То пяткой, то носком «ковырялочку» делал. То топотушки притоптывал как бы сбивая пыль с сапог. Руки «в бо́ки» ставил, затем разводил их в стороны, а то и в верх возносил поочерёдно, да на затылок закидывал. И вприсядку у него получалось, и подскоком, и верчением. И ногами-то он дробь выбивал. И ладонями себя сверху донизу охлопывал. В общем, чудеса творил.
Послушал композитор Глинка сказочника Одоевского и дал своей мелодии имя «Комаренская».  С тех пор много воды утекло. Исчез городок Комаренск, а потом и Комаренская Слобода по соседству. Речку Тула стали называть Тулицей. Речка Комаренка усохла до ручья Комарки. Да и имя разгульной пляски стали писать с двумя ошибками – «Камаринская». И получилось, что ни древний город Комаренск, ни безудержные комары к имени мелодии и танца отношения никакого не имеют?! Несправедливо как-то.
Должны же наступить времена, когда Комаренский Мужик станет достопримечательностью вровень с Левшой. И поставят Комаренскому Мужику в Туле памятник. И учредят традиционный международный фестиваль и конкурс плясовых дел мастеров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий