понедельник, 18 января 2016 г.

Петуханье



Когда-то давно была в Туле Петуханская улица. Шла она  поперёк Всехсвятского холма и упиралась в Крапивенскую дорогу. Знаменита была улица голосистыми петухами. Лишь только осветит раннее солнце вершину Всехсвятского холма, заливаются петухи на все лады. Каждый норовит поправить соседа, чтоб мелодию не перевирал. Каждый врал по-своему. И даже начали эти петухи будить народ не вовремя. Говорят, от этих тульских петухов не только улицу назвали Петуханской, но и сказку народную сочинили про Петухана Курыхановича. Даже новые прозвища появились: петуханы заливаются небылицами, а петуханцы слушают.
Не известно, сколько бы продолжалась петушиная перекличка, но пришли на тульские заводы паровые гудки. Каждый гудок постоянно в одно время народ на работу будил и голоса не менял. Притихли петухи, приумолкли и бросили все свои силы на ухаживание за курами. Рассказывали им разные небылицы, а у кур от этих сказок по семь яиц в день получалось. Поэтому долго несушки не жили от такой плодовитости.
Задумались туляки и переименовали Петуханскую улицу в Пошехонскую. Пошехонье тогда было столицей-небылицей. На всю Российскую империю хохотал народ над анекдотами про пошехонцев. От переименования улицы перестали тульские петухи врать курам. Тут и куры стали нестись как полагается – по одному яйцу в день.
Истории о замысловатом разуме пошехонцев были в дальнейшем дополнены М.Е. Салтыковым-Щедриным в его «Пошехонских рассказах» и «Пошехонской старине». Михаил Евграфович в Пошехонье не бывал, а в Туле служил управляющим Казённой палатой.
Так бы и оставалось в Туле своё  «Пошехонье», но тут наступил 1902 год и 50-летие кончины Николая Васильевича Гоголя, самого завирального писателя из русских классиков. Поэтому городские власти, не долго думая, переименовали Пошехонскую улицу, а заодно и  продолжающую её Верхне-Дворянскую в улицу Гоголевскую. Знать и вправду были мастаками по небылицам тульские петуханы, верхние дворяне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий