Как примирить две даты основания города Владимира (990 и
1108)? На помощь приходят корневые первосмыслы.
Прежде всего, надо положить конец разночтениям слова
«вятчаный». В древнерусском языке по
словарю Срезневского было слово «вятчаный» - ветхий. И писалось оно с
безударной буквой Я в первом слоге. Для убедительности Срезневский привёл
цитату из Никоновской летописи 1394 года: (князь
Михаило Тферский) вятчаную стену у града Твери повелелъ рушити. Из этой цитаты бесспорно следует, что во
времена летописца слово «вятчаный» уже применялось в значении «ветхий». Но
может ли смысл ветхости претендовать на единственность и первородность?
В том
же словаре Срезневского были и другие однокоренные слова: вятший, вящий –
высший, старший; вящьство – превосходство. Полагаю,
наиболее подходящим первосмыслом слова «вятчаный» было не ветхий, а
старший. Это даёт основание считать «вятчаный город» наиболее древней частью
города Владимира, подобно статусу «починка». Тогда появляются основания
датировать «Вятчаный город» 990 годом. А «Печерний город» (на месте будущего
Кремля) мог появиться через 118 лет, в 1108 году. Значит, обе даты правомерны
для празднования юбилеев города и получения юбилейных благ. Думаю,
первопоселенцам было достаточно второй прибрежной террасы над Клязьмой для «Вятчаного
города». А «Печернему городу» со временем потребовалось более высокое место,
сначала для глиняных и каменных «пещер», потом для Кремля.
Возникает
естественный вопрос – кто был первопоселенцами. И тут осенила меня красивая и
логичная версия – первопоселенцами могли быть древние «вяты», предки вятичей.
Аккурат, за два года до похода на булгар и попутного основания города
Владимира, киевский князь Владимир (Креститель) проходил по землям вятичей и «дань на них возлагал».
Полагаю, это была не дань, а целевые поборы и мобилизация воинов на войну с
булгарами. Потому что вятичи остались непокорёнными на долгие века, вплоть до
принудительной христианизации в 1415 году и до присоединения вятичских земель к
Московскому государству в 1503 году.
Итак,
«вяты», предки вятичей могли основать «Вятчаный
город» во Владимире. Суффикс –чан- придаёт корню смысл обладания и местожительства (минчане, датчане,
англичане). Тогда оправдано появление именования «вятчане» применительно к
населению «Вятчаного города». Не случайно
же прижилось это именование применительно к населению города Вятка.
Подкрепляет мою версию и взгляд в праславянский корень: «вятчаный» – вятами чаяный (удуманный,
уложенный).
Посему следует избегать ошибочных написаний «ветчаный и
ветшаный». Хотя бы для повышения
привлекательности «Вятчаного города». И это мой подарок населению
Владимира и Владимирской области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий