суббота, 3 ноября 2018 г.

Вятчаный город Владимир



Как примирить две даты основания города Владимира (990 и 1108)? На помощь приходят корневые первосмыслы.
Прежде всего, надо положить конец разночтениям слова «вятчаный». В древнерусском языке  по словарю Срезневского было слово «вятчаный» - ветхий. И писалось оно с безударной буквой Я в первом слоге. Для убедительности Срезневский привёл цитату из Никоновской летописи 1394 года: (князь Михаило Тферский) вятчаную стену у града Твери повелелъ рушити.  Из этой цитаты бесспорно следует, что во времена летописца слово «вятчаный» уже применялось в значении «ветхий». Но может ли смысл ветхости претендовать на единственность и первородность?
В том же словаре Срезневского были и другие однокоренные слова: вятший, вящий – высший, старший; вящьство – превосходство. Полагаю, наиболее подходящим первосмыслом слова «вятчаный» было не ветхий, а старший. Это даёт основание считать «вятчаный город» наиболее древней частью города Владимира, подобно статусу «починка». Тогда появляются основания датировать «Вятчаный город» 990 годом. А «Печерний город» (на месте будущего Кремля) мог появиться через 118 лет, в 1108 году. Значит, обе даты правомерны для празднования юбилеев города и получения юбилейных благ. Думаю, первопоселенцам было достаточно второй прибрежной террасы над Клязьмой для «Вятчаного города». А «Печернему городу» со временем потребовалось более высокое место, сначала для глиняных и каменных «пещер», потом для Кремля.
Возникает естественный вопрос – кто был первопоселенцами. И тут осенила меня красивая и логичная версия – первопоселенцами могли быть древние «вяты», предки вятичей. Аккурат, за два года до похода на булгар и попутного основания города Владимира, киевский князь Владимир (Креститель) проходил  по землям вятичей и «дань на них возлагал». Полагаю, это была не дань, а целевые поборы и мобилизация воинов на войну с булгарами. Потому что вятичи остались непокорёнными на долгие века, вплоть до принудительной христианизации в 1415 году и до присоединения вятичских земель к Московскому государству в 1503 году.
Итак, «вяты», предки вятичей могли основать «Вятчаный город» во Владимире. Суффикс –чан- придаёт корню смысл обладания  и местожительства (минчане, датчане, англичане). Тогда оправдано появление именования «вятчане» применительно к населению «Вятчаного города». Не случайно же прижилось это именование применительно к населению города Вятка.
Подкрепляет мою версию и взгляд в праславянский корень: «вятчаный» – вятами чаяный (удуманный, уложенный).
Посему следует избегать ошибочных написаний «ветчаный и ветшаный». Хотя бы для  повышения привлекательности «Вятчаного города». И это мой подарок населению Владимира и Владимирской области.



Комментариев нет:

Отправить комментарий