Что
оберегало народ в дохристианские времена? Конечно не нательный крест с надписью
«Спаси и сохрани». Обычно это были шейные украшения с привесками, в том числе
обережными. Часто обережным знаком были сдвоенные завитки, похожие на рога
почитаемых животных.
В
ювелирных изделиях скифского золота обережные завитки соседствуют с фигурками
преувеличенно рогатых козлов.
Похоже,
что скифское обережное наследство прижилось в верховьях Оки и Дона. Не случайно
привески с завитками часто находят на тульско-рязанских землях. Среди них есть
привески, похожие формами одновременно на «каменных баб» и на кресты. Часто их
датируют временами начала христианизации
Руси в X-XIII веках за соседство в изделиях языческих
и христианских знаков.
Нашлась
в Интернете подходящая картинка «рязанской привески». На лицевой стороне из
равноконечного креста «прорастает» языческий знак обережных сдвоенных завитков.
На обратной стороне – сразу два равноконечных креста с расширяющимися лопастями.
Какую историю скрывает такая привеска с обилием разных обережных знаков? Думаю,
что-то недоисследовали и недолегендировали тут учёные. А вдруг над привесками,
как и над людьми, совершали обряды христианизации? Возможно, и не единожды. Так
и видится, что первые проповедники русского
христианства могли носить по свету чеканы, и вместо раздачи крестов чеканили
свои личные крестильные знаки на носимых народом оберегах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий