суббота, 16 марта 2019 г.

Обережные привески



Как на Руси языческие обереги совмещались с христианскими? Убедительные картинки нашлись в Интернете. Осталось их только сравнить и истолковать.

Слева языческая серебряная привеска X–XI века с городища у д. Гнёздово Смоленской губернии. Клад был найден в 1857 году. Картинка опубликована на обложке трудов Государственного Эрмитажа, XLIX. Санкт-Петербург, 2009. На привеске языческие обережные спирали.
Справа бронзовая крестоспиральная привеска из XIII Троицкого раскопа в Новгороде. Датируется концом XI века. Здесь языческие обережные спирали совмещены с христианским равноконечным крестом. Причём, крест лежит под спиралями и мельче их. Получается, что владелец языческо-христианского нательного креста, хоть и был крещён, но не так сильно верил в обережные свойства новых христианских знаков по сравнению с языческими. Больше рассчитывал на защиту предковых завитков-заветок.
Возможно поэтому, личные знаки русских князей Мономаховичей с простыми завитками были приняты вместо сложных трезубцев. Не исключено, что «трезубцы» не проявили своих обережных свойств в кровавых княжеских междуусобицах X–XI веков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий