пятница, 29 мая 2020 г.

Кукша – жертва вятичей



Когда погиб Кукша? В справочниках разные годы. Большая биографическая энциклопедия (2009) указывает самую убедительную дату гибели Кукши - 27 августа 1217 года. При этом энциклопедия ссылается на опубликованные дореволюционные источники. Среди них "Жития святых" архиепископа Филарета, Орловские епархиальные ведомости за 1866 год №19 и журнал "Церковно-приходская школа" за ноябрь 1894 года.

Мне удалось установить, что причиной ошибки в официально признанной православной церковью дате памяти смч. Кукши (1113г.) стала путаница в установлении единственного из нескольких Пимена Постника, якобы умершего в Киеве в день гибели Кукши от рук вятичей. В Киево-Печерском монастыре Пимены Постники жили в XI, XII и XIII веках. Пимен Постник XIII века похоронен в дальних пещерах.
Полагаю, у фальсификации года гибели Кукши была причина – в год 300-летия династии Романовых церковное ведомство решило получить свой мешок праздничных подарков и объявило одновременно 800-летие гибели Кукши. Так и закрепилось в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, а потом и в последующих справочниках. 
Важность уточнения даты  не только в том, что Кукша погиб на 104 года позже, но и в продлении независимой дохристианской жизни вятичей.  Важно осознать, что Кукше не удалось стать крестителем вятичей. После него вятичи оставались язычниками ещё без малого 200 лет до насильственного крещения вятичей Мценска в 1415 году.
Иллюстрация из Википедии: Кукша Печерский на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.

среда, 27 мая 2020 г.

Герань героическая



Как приходят открытия? Вот пример из жизни. В прошлом году некий магистрант одного из московских университетов спас от гибели комнатную герань. Купил новый грунт, провёл хирургию и пересадил в новый горшок.  Благодарная герань не только зазеленела, но и расцвела. А потом по причине злодейного вируса герань осталась без присмотра и полива.

Спустя два месяца магистрант по случаю оказался в Москве и с удивлением обнаружил, что герань жива. Будучи изрядно политой, она сбросила засохшее соцветие и начала новую жизнь. За проявленную стойкость героический цветок было решено перевезти в новую семью.
А теперь об интриге и открытии. Пытливый отец магистранта, не имеющий никакого отношения или влечения к ботанике, озадачился первосмыслами названия цветка. Популярный Викисловарь вслед за Словарём Фасмера сообщил, что «герань» – происходит от лат. geranium, далее из  др.-греч. γεράνιον, от γέρανος «журавль».  Якобы плоды гераней напоминают клюв журавля.
Однако древнегреческое слово ΓΕΡΑΝΟΣ [геранос]  гораздо чаще переводится не как птица-журавль, а как грузоподъёмный механизм – журавль колодезный, подъёмник, кран. Как могло появиться у греков название ΓΕΡΑΝΟΣ?
В поисках корневых первосмыслов родилась версия, что слово ΓΕΡΑΝΟΣ двухкорневое:
ΓΕΡΑΣ - дар, награда, особая почесть;
ΝΟΟΣ – мысль, ум; грудь, душа, сердце; желание, воля.
Эти слова с такими толкованиями приведены в Древнегреческо-русском словаре Дворецкого. Получается, ΓΕΡΑΝΟΣ – дар ума, души, сердца; почётная награда за желание жить и волю к жизни.
Попутно родилось ещё одно открытие, поправляющее происхождение однокоренного слова «герой». Возможно, вопреки Википедии,  «герой» происходит  не от древнегреческого HΡΩΣ  [ирос] - «богатырь, витязь; полубог», а от более близкого слова ΓΕΡΑΣ - дар, награда, особая почесть. Так упрощается понимание, что ГЕРОЙ – это всего лишь достойный ГЕРАСА - особой почести.
Например, как описанная здесь героическая герань. Не случайно её почитали издавна в домах за выдающиеся достоинства по сбережению целостности семей и здоровья домочадцев.

понедельник, 25 мая 2020 г.

Авель – пророк тульский



Самый легендарный пророк России, известный как монах Авель (1757-1841?), родился на тульской земле в деревне Акуловой Алексинсого уезда. Сама деревня не сохранилась.

В 2011 году по старой карте мне удалось установить, что это место находилось на территории современного Заокского района в 2-х км южнее пос. Миротинский и на таком же расстоянии северо-западнее Золотихи. Деревня размещалась на обоих берегах речки Беспуты, у впадении в неё безымянного правобережного ручья.
К сожалению, не востребованы оказались мои неоднократные предложения отметить это место памятным знаком и включить в туристические маршруты.
Картинка из свободного интернета.


суббота, 23 мая 2020 г.

Ватага в первосмыслах



Почему для слова «ватага» не найдено убедительное происхождение и первосмыслы. Ныне  «ватага» толкуется как гурьба, сборище, шайка людей. В части происхождения  Викисловарь сообщает: «Происходит из др.-русск. ватага 'вооружённая группа, отряд' (употребляется в Ипатьевской летописи применительно к половцам в записях за 1184 и 1190 гг.). В конечном итоге от пратюркского слова, означающего 'шатёр'.  Ср., например, тур. Otağ».
На первый взгляд тюркская версия кажется правдоподобной - otağ [ота] – (турецк.) шатёр. Созвучно с «ата» - отец. Получается, шатёр - отчий дом. Здесь «ватага» вроде бы подходит по смыслу как детское население отчего дома, преимущественно многочисленное, мелкое и шумное.

Однако трудно поверить, что «ватага» взрослых вооружённых людей могла произойти от детской активности. Скорее наоборот – детские громкие шалости похожи на взрослые разбойные буйства. К тому же не выявленным остаётся первосмысл корня *ват-.  Здесь-то и скрывается интрига.
На помощь приходят однокоренные слова:
*вата – путаное волокно.
*ватарба – (урал.-казач.) суматоха, тревога, суета, неразбериха.
*ватикан - восходит к этрусск. vates «прорицатель», толкователь запутанностей и неразберих.
*ватман – вид бумаги от английского фабриканта James Whatman. Фамилия переводится дословно «какой человек», т.е. Неизвестный.
*ватола, ватула – (вор. ряз. тамб.) самая толстая и грубая крестьянская ткань; т.е. – из путаных нитей.
*ватрух – (пск.) надутый, угрюмый человек, т.е. – непонятный, недоступный.
*ватрушка – (неизв.происх.) , изначально – круглая лепёшка под любой начинкой.
Во всех однокоренных словах преобладает смысл неопределённости.
Полагаю, полезно признать корень *ват- корнем неопределённости. Тогда «ватага» в первосмыслах может быть сборищем личностей без определённых занятий и места жительства.

четверг, 21 мая 2020 г.

Герма Гермеса в первосмыслах



Почему со временем забылась первая и главная обязанность древнегреческого бога Гермеса – помогать путникам? Смотрите, какие знания распространяет Википедия: «Гермес - (др.-греч. Ἑρμῆς), устар. Э́рмий, — в древнегреческой мифологии бог торговли и счастливого случая, хитрости, воровства, юношества и красноречия. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников». Здесь путники на последнем месте, подавленные путаниками.

Прежде всего,  надо бы восстановить историческую справедливость. Имя бога Гермеса произошло не от неведомого Эрмия, а от древнегреческого слова ΧΕΡΜΑΣ [хермас] – камень.
Затем появились гермы – каменные кучи, дорожные камни с указательными знаками. Отсюда и покровительство Гермеса путникам, торговцам, послам.
У древних римлян словом «hermes» стали называть четырёхгранные  каменные колонны с человеческой головой, а потом и вовсе - бюсты (преимущественно Гермеса, т. е. Меркурия) на высоком четырёхгранном пьедестале.
На иллюстрации в открытом доступе герма Гермеса из коллекции Британского музея.

вторник, 19 мая 2020 г.

Олени скифо-сармато-славянские



Почему о древнем символизме оленей написано так много разного, что утратилось главное? Главная особенность оленей  - ветвистые рога.

На собранных в интернете иллюстрациях символический образ оленя проходит сквозь века и тысячелетия.
Скифский золотой олень из коллекции Эрмитажа (VII век до н.э.).
Сарматский деревянный позолоченный олень из собрания Музея археологии и этнографии УФИЦ РАН г. Уфа. Филипповский курганный могильник (V-IV вв. до н.э.), Оренбургская область.
Олень на тарусской вышивке, XIX век.
Символ оленя широко распространён в вышивке, в архитектуре, резьбе, сказках и былинах.
Особенность скифо-сармато-славянских оленей состоит в том, что они в умеренном климате при хорошем питании сбрасывают рога ежегодно и отращивают вновь за 7-8 месяцев. У более породистых оленей рога растут быстрее, сильнее и ветвистее. Это даёт им существенное преимущество в брачный период.
Во все времена наши предки не случайно изображали оленей с невероятно ветвистыми рогами. Так они передавали потомкам заветы о наследуемой детородной силе. Отсюда почтение к уважаемым предкам. Отсюда легендарное доминирующее свойство оленей – благородство, принадлежность к благому роду.  Благородство оленей надобно воспевать подобно медвежьей силе, лисьей хитрости, заячьей изворотливости или совиной мудрости.
Считается, что почитаемый образ оленя был широко распространён у скифо-сарматов, особенно на Среднем Дону. Полагаю, это общепринятое утверждение можно распространить и на Верходонье, и на всю природную зону широколиственных лесов как на среду естественного обитания благородных оленей.
Не случайно в Тульской области протекает река Олень, впадая в Шиворонь возле села Дедилово – древней столицы вятичей Дедославля. Здесь географическое воплощение первосмыслов благородства и почитания достойных предков.

воскресенье, 17 мая 2020 г.

Эней, то есть иной



Почему в древней Европе так много созвучных народов  - энеты, венеты, венеды, венды, венты? Есть ли общий первосмысл в названиях?
Подсказку я нашёл в древнегреческой мифологии. Эней – герой троянской войны (XII вв. до н. э.).  Сын богини Афродиты и конюха Анхиса.

По римской мифологии Эней - легендарный прародитель римлян, этрусков и венетов.
Почему-то историки не догадались найти смысл имени Энея. По моим исследованиям для поиска смысла важное значение имеет древнегреческое и латинское написание имени (др.-греч. ΑIΝΕΊΑΣ, лат. AENEAS). В обоих случаях имя начинается с приставки отрицания (А-).  Приставка отрицания породила  общий корень *EN [ЭН]-, сопоставимый с современным английским артиклем неопределённости.
Таким образом, имя Эней можно истолковать как неопределённый, неблизкий, незнакомый, неведомый, некий. И, наконец, самая созвучная версия: Эней = иной. Потому что сын богини и смертного. Потому, что на щедрое вражеское предложение «уноси, сколько сможешь» Эней  дважды выносил из захваченной греками Трои не богатство, а немощного отца, потом отеческие святыни. Иной по сути, не как все.
Какая польза от этого открытия? Известно, что среди защитников Трои были пафлагонцы, жители южного берега современного Чёрного моря. Среди народов Пафлагонии были неведомые доныне «энеты». Теперь можно понять, что энетами называли людей не близких, т.е. неведомых, неких, иных.
Тогда можно толковать «иными» названия других созвучных европейских народов - венетов, венедов, вендов, вентов. Отсюда важное следствие - это не самоназвания народов, это прозвища извне.


пятница, 15 мая 2020 г.

Чур-город из Задонщины



Чуров (Чур) – древний русский город. Упомянут в «Задонщине» для географической привязки места Куликовской битвы «между Чуровым и Михайловым». Место города Чура до сих пор не найдено.

Полагаю, что город Чур мог находиться в излучине Дона у впадении в него реки Кочуровки. Ныне это в 2-х км южнее н.п. Воейково Милославского района Рязанской области, в одном км юго-восточнее н.п. Красная Данковского района Липецкой области. В более широком масштабе это место находится в 30-ти км западнее н.п. Кочуры Рязанской области и в сорока км восточнее Куркино Тульской области.    
Кочуровка — река в России, левый приток Дона, протекает в Рязанской области. Устье реки находится в 1739 км по левому берегу реки Дон. Длина Кочуровки составляет 32 км.
Речка Кочуровка потому так и называется, что течёт «ко Чуру», который на Дону.

среда, 13 мая 2020 г.

Германики – прозвище



Какой исторический возраст германцев? Что бы ни писали историки о первых упоминаниях народа, но первым носителем германского имени был римлянин. 

Почётное наследуемое прозвище Германик получил посмертно римский полководец Нерон Клавдий Друз за успехи  по захвату германских земель в 12-9 гг. до н.э. Там он и голову сложил. Прозвище «германик» унаследовали его старший сын и внук. Germanicus — «Германский».
Второй раз германские земли упомянуты в сочинении Гая Юлия Цезаря о завоевании Галлии в 58-50 гг. до н. э.
Третьим был римский летописец Тацит. Его упоминание о германцах относят к 98 году.
Полагаю, историю «германского вопроса» надо бы вести с 9 года до н.э., когда границы Римской империи были расширены до Альбиса (Эльбы), и большинство местных племён были покорены. С этого времени римляне называли покорённых германцами.  Тогда и сами германцы могли формировать свой этнос на протесте против оккупантов.
Эта версия подтверждает, что германцы не пришельцы из Скандинавии. Они коренное население центральной Европы, сформировавшееся в первые века нашей эры на недовольстве римской оккупацией из вольных, дерзких кельтов и сарматов. Поэтому родина первых  германцев могла быть на границе кельто-сарматских  земель по Одеру.

понедельник, 11 мая 2020 г.

Тульский пехотный полк (1775-1918)



72-й Тульский пехотный полк был сформирован 6 марта 1775 г. из 3-го и 4-го пехотных батальонов Московского легиона, расположенных в Александровском укреплении Крыма.
Точно установлено, что полк провел на квартирах в Туле зиму 1775-76 гг. и осень-зиму  1779-80 гг.

Полк отличился штыковой атакой против турок при Галаце на Дунае в 1789 году. Брал Фокшаны в составе отряда Суворова, когда 1500 турок были убиты, 1000 – взяты в плен.  Русские потеряли убитыми 150 гренадёр.
В Швейцарском походе Суворова 1799 года с переходом через Альпы Тульский полк потерял половину личного состава.
В декабре 1806 г. Тульский полк защищал мост через реку Нарев, штыками отбивая атаки французов.
Далее была война со Швецией 1808-1809 гг. В сентябре 1808 г. Тульский полк прибыл в действующую армию и в составе войск князя Багратиона участвовал в штурме г. Або. В марте 1809 г. в составе корпуса Барклая-де-Толли полк перешел по льду Ботнического залива и принял участие в захвате крепости Умео.
С начала войны 1812 года Тульский полк вошел в корпус  Витгенштейна, прикрывавший Петербург от р. Двины до Пскова.
В Заграничном походе 1813-1814 г. Тульский полк участвал в блокаде крепости Данциг. В 1814 г. был во Франции в составе корпуса князя Винцингероде.
В Крымской войне 1853-1854 гг. корпус вел боевые действия против башибузуков на Кюрук-Даринской позиции (Турецкая Армения) летом 1854 г. Через год, летом 1855 г., полк участвовал в штурме Карса.
Далее была Русско-турецкая война 1877-1878 гг., где полк воевал на Дунайском фронте.
В июле 1917 года полк отличился в штурме германских укрепленных позиций в деревне Пешкелишки на Усть-Двинском плацдарме. В ходе трехдневных боев полку удалось взломать 5-ти километровую оборону противника. Особо отличившиеся нижние чины получили 145 Георгиевских крестов и 580 Георгиевских медалей. Георгиевской наградой был награжден каждый шестой военнослужащий Тульского полка. И это были последние подвиги.
После «Брестского мира» 6 марта 1918 года 72-й Тульский пехотный полк был распущен.

Найденные в интернете изображения Знамени и  Знака 72-го Тульского пехотного  полка могут стать достойными экспонатами Тульского музея военной истории.

Источник:

суббота, 9 мая 2020 г.

Герой и кавалер

ЧУРИЛОВ Павел Кузьмич (1851–†?), церковный староста (1898–1913) в селе Тормасово Ефремовского уезда Тульской губернии. 


Отставной унтер-офицер. В турецкую кампанию (1877–1878) участвовал в сражениях под Плевной 18-19 августа и под Шипкой 25 декабря 1877г. 
Награды: орден Святого Георгия IV ст., 
крест князя Румынского, 
бронзовая медаль за освобождение Болгарии.
Воспитал приёмного сына - Чурилова Павла Петровича  (дек. 1888?-  ?), ставшего родителем четырнадцати (!) детей.

четверг, 7 мая 2020 г.

Леп и ляп



До чего же полезно и благодатно исправлять заблуждения авторитетов!
Например, слово «лепота» в смысле красоты и великолепия Википедия вслед за Фасмером выводит от глагола «лепить». Даже авторитетный Измаил Срезневский ошибочно толковал ЛѢПЪ как пластырь, мазь и клей. 
Примечательно, что старославянское слово «лѣпъ» писалось с буквой ять. Поэтому в безударной позиции можно было легко ошибаться с написанием букв е\я в однокоренных словах «лепотА» и «лепОтный». После отмены буквы «ять» прижилось «е» от якобы проверочного слова «лепта».
Лепта – мелкая монета от древнегреческого λεπτός [лептос]. Означает не только «мелкий и тонкий», но и «бедный, жидкий, лёгкий, слабый, тесный, худой». Понятно, что все эти определения не имеют никакого отношения к «лепоте».

Кстати, в древнегреческом словаре нет слов с подходящим корневым «благолепием». Это означает, что у «лепоты» не древнегреческое происхождение.
Зато очень подходящим оказалось древнеримское происхождение от латинского lepos - прелесть, изящество, привлекательность, красота.
Почему-то Викисловарь не знает, что у «ляпа» (противоположности «лепа») есть древнеримское происхождение от латинского lapsus — oшибкa.
Полагаю, признание «лепа и ляпа» противоположностями латинского происхождения было бы логичным и полезным.


вторник, 5 мая 2020 г.

Девятка заветная



Девятка – сакральное число. Её древнегреческое название – «энеада».  Созвучно  шумерскому покровителю человечества Энки.  Не исключены связи «энеады»  с «энетами»,  древним народом, населявшим южный берег Чёрного моря в 13 веке до н.э. и родственным венетам, венедам, вендам и вятичам.



В пояснение сакрального могущества «девятки» достаточно вспомнить, что «энеадами» были:
-девять великих богов Древнего Египта: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Орех, Осирис, Изида, Сет и Нефтис.
-девять муз Греции: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомени, Терпсихора, Эрато, Полимния, Урания и Каллиопа.
-девять кругов ада по Данте.
- девятисвечник еврейский – ханукия.
- в русских сказках тридевятое царство и тридевять земель.
- девясил, лекарственное растение.
- Девягорск, древний город на Оке возле тульского Лихвина.
Полагаю, наследственные свойства девятки могли дойти до нас от шумеров через скифов. Доказательства тому на публикуемых здесь иллюстрациях из открытого доступа:
*шумерские пальмы с девятью ветвями,
*ассирийская пальметта с девятью «лепестками»,
*скифская золотая пряжка из коллекции Петра I (Эрмитаж) с девятью завитками.

воскресенье, 3 мая 2020 г.

Кокошник скифский



Чем радуют скифы? Они оставили богатое культурное наследие. И не их вина, что некоторые потомки не могут или не хотят понимать скифские послания.

Вот примеры скифских посланий:
Слева золотая подвеска с женской головой и «кокошником» (IV век до н.э.).
Справа скифские серьги того же времени с женскими головами в «венцах».
Изделия похожи как из одного гарнитура, хоть и найдены они в разных местах - подвеска в Запорожской области, а серьги в Керчи.  
Здесь скифское наследие перешло в русскую традицию увенчивать девушек венцами, а женщин кокошниками. Можно ли ещё сомневаться, что у русских скифские предки?
Кстати, о предках. Обратите внимание на «кокарды» венцов и кокошников. В древнегреческом языке было однокоренное слово «κόκκος» - косточка (плода), семячко, зерно. Это знаки живучести и плодовитости, сильно похожие на девятилистные греческие и ассирийские «пальметты» - образы божественных пальм. Значит, скифы понимали и принимали  заветные символы древних цивилизаций.
Но есть на скифских украшениях и мелкие «рогатые» обереги на бычьих головах под жемчужными бусами. Их обережные свойства известны с шумерских времён.
Полагаю, пора бы поправить и дополнить словари и справочники в части древнегреческого происхождения однокоренных слов кок, кокарда, кокон, кокошник от ΚOΚΚΟΣ [кокос] – зерно, семя в сравнении со словом ΚΟΚΥΑΙ [кокие] - деды, предки и с общим первосмыслом наследственности.

пятница, 1 мая 2020 г.

Меч, Меча, Мечка – древние медведи



Всё началось с названия тульской реки Красивая Меча в верховьях Дона.
Слово «меча» было в старославянском языке. Ударение в нём нужно ставить на первом слоге. На современный русский язык оно должно переводиться как медведица. В Этимологическом словаре русского языка, написанном А. Преображенским и опубликованном в 1910-1914 годах, есть слово «мечка», переведённое автором как медведица. Но такой перевод нуждается в уточнении. «Мечкой» праславяне могли называть юную медведицу. Это соответствовало бы дошедшему до нас слову «тучка» - маленькая туча. Итак, «мечка» - малая медведица, а «меча» - большая медведица, взрослая и сильная.

Наличие в словаре Преображенского слов «мече, меченце - медвежонок, меча ступка – медвежья лапа» позволило и дальше уточнить перевод старославянских слов. Получается, что наши древние предки различали медвежье семейство по возрасту и полу, давая им соответствующие названия, как у людей. Вероятно, медвежьи особи детского возраста именовались как меченце – медвежка, мече – медвежонок, в юном возрасте как мечка и мечек, а в зрелом возрасте как меча – медведица и меч - медведь. Здесь, возможно, сказалось особое отношения славян к медведю. Славяне сделали его героем многих сказок, дали «медвежьи» имена и фамилии многим людям.
Продолжение рассуждений привело к мысли, что и слово «меч» как боевое оружие, имеет не готское происхождение, как принято считать, а славянское. По смыслу получается, меч и медведь одинаково сильны и опасны. Если дело дойдёт до конфликта, с ними лучше не связываться.
Если вспомнить, что в русском языке широко распространено чередование согласных в корнях слов, то корень «меч» становится не только словообразующим, но и входящим в группу родственных корней – «мед, мет, мес, меш, мещ. Разным словам эти корни придают схожий смысл. Например, могущество и большие возможности одинаково подразумеваются в словах: медведь, металл, метель, метла, замес, мешок, помещение, помещик.
Главный вывод состоит в том, что река Красивая Меча получила своё имя (Красивая Медведица) от славян, а не от «балтских» племён, якобы заселявших тульские земли до славян две тысячи лет назад, как об этом написано в тульской краеведческой литературе.