четверг, 30 ноября 2017 г.

Скифы или скиты


В греческом языке второй слог слова «скифы» писали с буквой «тета».  В русском языке она произносилась как [ф] или как [т]. Поэтому в русском языке есть слова с корнями <скит> и <скиф>.
Тесную родственную связь слов «скиф» и «скит» отмечали ещё Татищев и Тредиаковский. К сожалению, учёные историки эту связь замалчивают. Не желают обогащения русской истории богатым скифским наследием.
Однако генетическая память народа достаточно сильна. У патриотически настроенного населения должно быть не только убеждение, но и ощущение, что ранние скифы были  «скитами», т.е. скифами-скитальцами  (кочевниками). Потом за 1200 лет скифской истории часть скитальцев стала осёдлыми скифами-земледельцами. Затем в процессе укрупнения родов и племён появились скифы-ремесленники, скифы-вояки, скифы-служаки и, наконец, воспетые древними авторами царские скифы, возглавляющие и направляющие.

А когда некоторым людям надоело общаться с себе подобными, вспомнили первосмысл скитания. Тогда слово  «скит» приобрело иной смысл – место для скитальцев, отдаленное убежище, в том числе - монашеское.

понедельник, 27 ноября 2017 г.

Торова история с эротикой

Однажды я обнаружил в Википедии, что слово «акватория» якобы «происходит от латинского aqua «вода» (восходит к праиндоевропейскому *akwa-), с добавлением второй части слова территория».
Нахожу происхождение слова «территория»  из terra - земля, далее «из праиндоевропейского *ters - сухой; сушить».
В обоих случаях явный второй корень <тор> игнорируется.
В одной из своих публикаций я уже связывал корень <тор> с первобытными верованиями людей в громовержца Тора и в страх от его трах-тарарахов. Так выявился первосмысл корня <тор> в проявлении силы угрожающим трахом. Без скабрезных подтекстов.
С восторгом искателя залез я Большой латинско-русский словарь И. Х. Дворецкого. Там нашлось слово «torus» во многих значениях, в том числе «ложе, любовная связь, любовница, наложница».
Решил перепроверить в Яндекс-переводчике. Набрал «toria» и получил в переводе с латинского «эротика». Значит, развратные латиняне настойчиво опошляли смыслы корня <тор>.
Бесы в рёбра толкали и науськивали, что по аналогии всякая «ис-тория» нечто «из эротики», т.е. «избранная эротика». Возникали подозрения, что поколения историков не тем занимались и не о том писали. Но здраво поразмыслив, я уверился, что самым подходящим переводом латинского слова «toria» следует признать «ложе». А уж контекст этого «ложа» пусть каждый выбирает в меру своей озабоченности.

Тогда в древнеримских первосмыслах история должна быть изложением чего-либо бывшего; акватория – водяное ложе; территория – земляное ложе. При этом надо не упускать сохранение смысла силы в корне <тор> от общеевропейского языческого Тора. Из Тора появился древнегреческий Зевс, а затем и древнеримский Марс. Следовательно, в акватории и территории подразумевалось божественно могущественное  гиперложе воды или земли.

пятница, 24 ноября 2017 г.

Инженерная мысль

Сходил я на лекцию в музей «Тульские древности». Говорилось там о загадках тульского кремля. Убедился, что моих знаний больше, чем у молодого лектора. Новым знанием стал только артиллерийский «раскат» возможно находившийся вместо башни над нынешними Никитскими воротами.
Выяснилось, что новых археологических открытий в кремле нет. Оказывается, геосканирование кремлёвских недр на предмет выявления бывших подземных ходов, погребов и тайников  невозможно якобы из-за помех от подземных коммуникаций. Не верю, ибо есть много методов зондирования, основанных на разных физических явлениях. Надеюсь, что к 500-летию кремля геосканирование будет проведено.
Это во мне инженерное мировоззрение заговорило. Всё больше нахожу доказательств, что инженерные умозаключения гораздо убедительнее гуманитарных. У инженеров правит расчёт и логика разносторонних причинно-следственных связей.  У гуманитариев главенствует авторитетное мнение предшественников. Инженеры легко заменяют устаревшие знания новыми. Для гуманитариев - чем древнее источник заблуждений, тем более он непоколебим.
Это я к тому, что вопреки старым догмам тульский кремль тем и уникален, что затулился среди лесов и болот, в стороне от Муравского щляха. Пора бы усвоить, что Муравский шлях проходил не через Тулу. Он был не дорогой, а широкой полосой в несколько километров, коридором движения с юга в Московскую и Залесскую Русь. Тула была в стороне от этого коридора. Потому и появлялись здесь ордынцы гораздо реже, чем в других соседних городах.
Пятьсот лет назад всё левобережье Упы на юг до нынешней улицы Каминского, а с востока на запад от Рогожни до Воронки было сплошным болотом. Кремль поставлен в самом узком участке этого болота между Черлёной горой и Серебряной, Возле Красного брода на Ржавце.
Основное предназначение тульского кремля не только оборонительное, но главным образом – командно-сторожевое, снабженческое, сборно-распределительное и учебное. Он строился как мощная скрытная тыловая база для охраны южных земель Московского княжества. В нём формировались воинские команды, создавалось и ремонтировалось вооружение.
Потому и возникли в Туле традиционные оружейные промыслы. Потому могут быть в кремле подземелья складского и архивного назначения - более привлекательные, чем недра Башни на Погребу.

С этим связаны самые интересные нынешние загадки тульского кремля, требующие исследований и разгадок.   

вторник, 21 ноября 2017 г.

Шалаш и шале

Слово «шалаш» с подачи Фасмера считается заимствованием из тюркских языков. В качестве доказательств предлагались турецкие и азербайджанские слова sаlаš и šаlаš в значениях шалаш, палатка. Сомнительно, чтобы тюрки безлесных краёв были авторами слова и технологий строительства жилища из лесоматериалов. Вероятно, всё было с точностью до наоборот – турки и азербайджанцы переняли слова sаlаš и šаlаš у славянских лесовиков. Или ещё раньше – от населения скифо-сарматского мелколесья.
Выявленный мной праиндоевропейский и праславянский корень <шал> с первосмыслом радости позволяет выдвинуть иную версию происхождения шалаша. Не исключена связь с Шалой -  шумерской, вавилонской, ассирийской и хурритскской богиней радостей. Шалаш – безусловная радость при непогоде. Не меньше радостей усматривается в известной поговорке «с милым рай в шалаше».

Ещё один созвучный вид жилища – шале. По смыслу это хижина горца. В словарях написано, что это французское слово неизвестного происхождения. Почему бы в таком случае не договориться, что шале и шалаш имеют общее праиндоевропейское происхождение, связанное с богиней радостей Шалой.

суббота, 18 ноября 2017 г.

Шала – богиня радостей

Вот вам картинка ко второму закону диалектики о переходе количества в качество. Почти пять тысяч лет назад древние шумеры, вавилонцы, ассирийцы и хурриты придумали себе богиню радостей Шалу.  Радости от неё были всяческие, в том числе урожайные.
Со временем от Шалы радовались древние персы, а потом и скифы. От скифов пришли в русский язык радостные слова шалить и шалеть.
Когда радостей стало слишком много, по ощущениям некоторых скушных людей, родились в русском языке слова шалопай, шалопут и шаляй-валяй.

И наконец, от жутко большой зависти появилось на Руси слово шалава для описания обычных возрадовавшихся вдруг или просто многорадостных женщин. Усугубили всё учёные языковеды. Эти теоретики безрадостно написали в словарях, что «шалава - беспутная, легкомысленная, распущенная женщина». Так количество радостей перешло в новое безрадостное качество.

среда, 15 ноября 2017 г.

Шаль и шальвары

Началось это моё расследование со слова «шаль». В Википедии нашлось слово шаль1 — большой вязаный или тканый платок и шаль2 — взбалмошное состояние, безрассудство, дурь, блажь. На первый взгляд никакого общего смысла. 
Однако общим может быть состояние радости под шалью и вне её. То есть, в обоих случаях изначально была шальная радость (доказано здесь) . А смыслы шальной блажи и дури появились позже от людей, которые не умели радоваться.  
Поэтому надо исправлять утверждения современных словарей о происхождении слова шаль якобы  «через французское châle или немецкое Sсhаl  из англ. shawl от ново-персидского šâl, которое производят из Индии». Такие выверты приходят в учёные головы не иначе как с вредительскими целями. Русичи вполне могли узнать о шалях напрямую от персов и от своих предков – скифов.

Не менее интересно однокоренное слово «шальвары». Современные словари и Википедия считают «шальвар» персидским словом в значении «штаны», якобы пришедшим в русский язык из языков тюркских. Возникает естественный вопрос – почему бы русичам не перенять это слово напрямую от родственных предков – скифов, знакомых с шальварами со времён своих успешных походов на земли шумерской, вавилонской, ассирийской и хурритской богини Шалы. 
Мне эта версия больше нравится своей образностью. Так и вижу божественную Шалу в шёлковых полупрозрачных шальварах и с шалью. Это вам не какие-то обыденные штаны и платки. Шальвары и шали изначально были одеждой для радостей. Пусть ими и остаются. А штаны и платки пусть и дальше срам прикрывают.

воскресенье, 12 ноября 2017 г.

Шальная радость

У меня радость – нашёл исконный смысл древнего праславянского, а также праиндоевропейского корня <шал>.
Есть соответствие с санскритом: Шальва - древняя страна в Индии, ныне штат Раджастан. Можно и без знания санскрита догадаться, что с корнями <рад> и <стан> Раджастан - значит  Место Радости. По имени страны была в Индии древняя царская династия – Шальва.
Смысл радости легко находится во многих однокоренных славянских словах, похожих на русские – шалить, шалун, шалеть, шалый. Шалят и шалеют от радости. Добавляет радости  наличие у сербов и словенцев слова «ша́ла» в значении «шутка».
Вспомните заодно, сколько радости доставляет шалфей в качестве лекарства от зубной боли. Прямо напрашивается толковать шалфей как «Радость фей, феерическая». Так у шалфея выявляются более древние, не латинские, корни.
Теперь можно положить конец разнотолкам и принять происхождение многих известных фамилий с корнем <шал> от первосмысла «радость». Среди них – Шаламов, Шалимов, Шаляпин и др.
Кстати, известное грузинское мужское имя Шалва считается неведомым по происхождению и смыслу. Не исключено, что древнее индоевропейское происхождение, связь с царской династией и первосмысл радости приживутся в грузинской культуре и мировоззрении.

Наконец, большой радостью для меня стала находка мифологической информации. Шала — шумерская, вавилонская, ассирийская и хурритская богиня. Поэтому о ней могли знать воевавшие на Ближнем Востоке скифы.
Так у славян обилие слов с «шальной радостью» могло появиться от скифов.

среда, 8 ноября 2017 г.

Амбал

В современном арабском языке сохранилось слово «ḥammāl» - грузчик, носильщик, созвучное с русским словом «амбал». Поэтому учёные языковеды договорились, что «амбал» слово арабского происхождения. И до сих пор заблуждаются.
Однажды родилась у меня более подходящая версия. Думаю, начиналось всё со скифских военных походов на южные страны в VII веке до нашей эры. Тогда ещё там не было ни арабов, ни арабского языка. 
Зато в скифском языке были слова «ama» – сильный, могучий; и «bala» - военная дружина. В общем, амбал – это скифский дружинник.

А в русском языке амбалами стали называть всех крупных мужиков.

суббота, 4 ноября 2017 г.

Революция Октябрьская - Великая

В моём понимании Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года – это выдающееся свершение в российской и мировой истории. 
Это наказ на вечные времена о расплате за бездарное управление страной и хамское отношение к обездоленному населению. 
Октябрьская революция – это доказательство возможности освобождения от пут, мешающих жить достойно.
Нельзя лукаво замалчивать 100-летие такого события.
Поэтому 7 ноября я сяду за стол с выпивкой и закуской. И будет у меня повод вспомнить лучшие времена, когда праздновали «Октябрьскую» шире и веселее. 
И застолья были многолюднее. 
И были живы родители.   
И верилось в светлое будущее.


четверг, 2 ноября 2017 г.

Круждовать - не враждовать

Однажды в словаре Срезневского попалось мне слово «круждовати». Без разъяснений. Но с подсказкой «круждую, хорею». Значит, смыслы надо искать в корне <хор>.
В Древнегреческом словаре нашлось слово «хорос» в значениях: хор, хоровод, танец, бал, толпа, стая. Получается, что «круждовать» по смыслу значит «делать вместе общее дело». И этот смысл противоположен слову «враждовать».
Из этого моего открытия вытекает замечательно интересное следствие: кружка названа так не потому, что круглая. Она для «круждования», для черпания из общего котла и для питья сообща, в том числе и по кругу.

Фасмер считал, что «кружка происходит от неустановленной формы» и связывал с древнерусским словом «кружок», уменьшительным от «круг». По моей версии кружка и кружок могут иметь общее происхождение от древнерусского «круждовати» и быть однокоренными родственниками только в смысле общего дела, а не геометрической формы. Ибо вполне возможны кружки с овальным дном или в форме многогранников.