понедельник, 30 мая 2022 г.

Ипостась - это нижнее положение

 


Почему так много сложностей в толковании смыслов слова «ипостась»? Как избежать ошибок и недоразумений в словоупотреблении?

Википедия предлагает шесть толкований — «основа, существование, реальность, действительность, сущность, личность». В наиболее популярных словарях (Брокгауз и Ефрон, Даль, Ефремова, Ожегов, Ушаков) это одна из форм проявления кого-либо, чаще всего применительно к одному из лиц божественной Троицы (Отца, и Сына, и Святого Духа).

В разговорной речи ипостась обычно понимается как исполняемая в настоящий момент работа или играемая роль. Но каковы корневые первосмыслы ипостаси?

Популярные словари выводят древнегреческое происхождение от приставки [ипо] в значении «низ» и корня [стасис] – стояние. Буквально получается «низкое положение».

Оно требует минимум энергетических затрат, поэтому может быть максимально устойчивым и долгим. Это полезное толкование для богословских суждений об ипостасях Троицы.

 Однако в мирской жизни над нижним положением может быть много более высоких привлекательных положений. Поэтому «в миру» слово «ипостась» применительно к любой полезной деятельности может быть воспринято как близкое по смыслу, но обидное «униженное положение».

Думаю, не случайно сходство забытого русского предлога испод с древнегреческой приставкой [ипо] в значении «низ».

среда, 25 мая 2022 г.

Ефим порядочный

 


Почему сохраняются недоразумения в толковании имени Ефим?

Вслед за богословскими книгами Википедия выводит происхождение Ефима от древнегреческого имени ΕUΦΗΜΙΟΣ [Эуфемиос]в значениях «благочестивый, священный, блаженный, благодушный". Думаю, такая версия слишком многозначна, что не свойственно древним грекам. Есть ли корневые первосмыслы этого имени?

В Древнегреческом словаре Дворецкого  слово ΕUΦΗΜΙΟΣ не нашлось, но я нашёл там более подходящие предковое слово ΕUΘΗΜΩΝ [эуфимон] - аккуратный, любящий порядок. Следовательно, порядочный!

Изначально могло быть двухкорневое происхождение ΕU+ΦΗΜΗ, где

ΕU [эу]- хорошо, вполне, благо.

ΦΗΜΗ [фими] - хвала, слава, доброе имя.

ΦΗΜΙΣ [фимис]- репутация.

четверг, 19 мая 2022 г.

Ангелы нешуточные

 


Почему столько недоразумений в простом слове ангел? Словари толкуют его как  древнегреческое производное от ΑΝΓΕΛΟΣ  [ангелос] — посланник, вестник При этом описывают его как духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Однако почему его так назвали? Какие здесь корневые первосмыслы?

В древнегреческом словаре Дворецкого почему-то нет слова ΑΝΓΕΛΟΣ [ангелос]. В современных греческих словарях для вестника есть иное слово – ΔΕΛΤΙΟ [делтио]. Неужто греки не сохранили древнюю версию?

Полагаю, есть возможность реконструировать слово сложением отрицательной приставки ΑΝ (не) с корнем ΓΕΛΟΣ (шутка). То есть, слово и понятие «ангел» – это что-то нешуточное, рождённое для серьёзных дел. Каких?

Самое серьёзное дело у поводырей. Нужда в них возникает каждый раз, когда не до шуток, когда человек готов принять любую действенную помощь для выхода из непосильного положения. Поводырь нужен либо постоянно, либо сиюминутно. Так и сложился на все случаи жизни мифический образ незримого и скорого нешуточного поводыря, которого назвали ангелом. Ангелы бестелесны, чтобы дать ощущение их близости и готовности помогать. Ангелы крылаты, чтобы проявляться быстро и окрылять нуждающегося к действиям, либо укрывать крылами от невзгод.

Думаю, что религии с их мифами полезны нуждающимся при недостатке сил и знаний.

суббота, 14 мая 2022 г.

Серафимы отметающие


Почему библейская мифология такая запутанная? Почему многие понятия не убедительны? За прошедшие тысячи лет религиозные названия могли бы стать более логичными для понимания и более образными для быстрого и стойкого усвоения.

Например, Википедия вслед за авторитетными богословскими книгами утверждает, что серафи́мы в иудейской и христианской традиции — высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу. Якобы в переводе с иврита [сараф] следует толковать как «пылающие, огненные». Ну и что? Чем занимались в божественной свите библейские серафимы в отличие от других приближенных к Богу чинов?

Поскольку наиболее плодовитыми создателями библейских мифов были древние греки, то с них и спрос.

Наиболее близкой подсказкой стало древнегреческое мужское имя Серафион и тождественное ему Серапион в честь верховного древнеегипетского бога жизни, смерти и исцеления Сераписа, он же Сарапис. Получается, Сарапис сортировал смертных, даруя им жизнь, исцеление или смерть.

Полагаю, древние греки легендировали божественных серафимов, опираясь на корневые первосмыслы в словах ΣΑΡΟΣ [сарос] – метла и ΦΗΜΗ [фими] - репутация, послание. В древнегреческом словаре Дворецкого можно найти дополнительные доказательства в словах

ΣΑΡΟΩ [сароу] – мести и ΕΥΘΗΜΩΝ [эуфимон] - аккуратный, любящий порядок.

То есть, в зависимости от репутации божественная метла отметала и посылала смертных по назначению. Таково предназначение серафимов. Для того и нужны каждому серафиму шесть крыльев, чтобы разметать смертных на пути к Богу по четырём сторонам света, а также в небеса и в преисподнюю. Потому они и главные из девяти чинов небесной иерархии в божественной свите над всеми херувимами, престолами, господствами, началами, силами, властями, архангелами и ангелами. 

вторник, 10 мая 2022 г.

Херувимы останавливающие

 


Для чего придуманы библейские херувимы? Чем они занимались? Почему их так назвали?

Популярные словари не дают убедительных ответов на эти вопросы.

Даже если поверить Википедии, где слово «херувим» неуверенно выведено из аккадского karubu [карубу] «милосердный, милостивый», то какие милости оказывали херувимы?

Подсказку мне удалось найти в древнегреческом словаре, где слово Χερουβίμ [херубим] может быть сложено из двух корневых первосмыслов:

ΧΗΡΟΩ - [хироу] – лишать;

ΒΗΜΑ [бима] – движение, шаг.

Отсюда можно получить новое толкование херувимов как существ библейской мифологии, которые в ближнем окружении Бога «лишали движения» слишком рьяно стремящихся к Нему, то есть были останавливающими хранителями.