Почему в словарях берендеев продолжают называть «тюркскими
кочевыми племенами»? Не ошибочно ли мнение учёных, что «наименование племени
«берендей» является слегка искажённым произношением названия огузского племени
баяндыр, которое входило в состав 24 древнейших огузских (туркменских) племён»?
Думаю, что древнерусское происхождение берендеев может
быть убедительнее туркменского по причине широкого распространения сказаний о
берендеях преимущественно в славянском культурном наследии.
Полагаю, надо бы признать слово "берендей"
двухкорневым (берен + дей), т.е. "делатель берен". В словаре
Срезневского есть древнерусские слова: "БЬРНИѤ, БЕРНИѤ, БЪРНИѤ,
БРЬНИѤ" – глина, грязь. Аналогичные слова, связанные по смыслу с глиной и
плетением есть во многих славянских языках.
Получается, берендеи – делатели чего-то из глины, веток и
соломы. Например, лёгких построек, плетёнок и плетней из соломы или веток,
мазаных глиной. Кстати, отсюда же «бренность» мазанок и глинобитных сооружений.
Во всяком случае, берендеи могли быть всего лишь жителями
лесных и лесостепных глинистых земель. И это более убедительно, чем связь
берендеев с медвежьим и горным корнем *бер-, чья берлога изначально могла быть
бренным углублением в глиняном пригорке.
Новое понимание берендейских смыслов открывает
возможности более убедительного толкования иных слов:
*шапка «берендейка» могла быть просто бренным головным
убором. Не случайно её изображений или описаний с характерными признаками нет в
научных и справочных источниках.
*другая «берендейка» в виде военной перевязи с ружейными
зарядами могла получить название за обмазку футляров глиной против отсырения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий