Почему
бы не устранить недоразумения в происхождении имени Николай? Все словари
повторяют нелепицу, что имя Николай
происходит от греческого Νικόλαος [Николаос, с ударением на втором слоге]
и означает «победитель народа». Якобы в двухкорневом имени первый корень связан
с богиней победы Никой, а второй корень [лаос] значит «народ». Трудно поверить, что
здравомыслящие родители дали бы своему ребёнку имечко с таким агрессивным
смыслом.
Мои
сомнения окрепли после обнаружения в Древнегреческом словаре Дворецкого
слова ΛΑΟΣ [лаос] во множестве значений
- войско, пехота, люди, население, публика, собрание, зрители, толпа, племя,
народ. Получается, что Николай – победитель всего этого. А нужна ли ему такая
слава?
Полагаю,
было бы разумнее поискать более убедительную версию. Например, в том же
Древнегреческом словаре можно найти отрицательную приставку ΝΗ [ни] в значениях
не-, без- и подходящее корневое слово ΚΟΛΑΣΙΣ [коласис] в значениях кара,
наказание.
От
сложения ΝΗ + ΚΟΛΑΣΙΣ получится «некарающий, т.е. милостивый». В свою очередь [коласис]
можно связать с более древним корнем [коло] со смыслами кольца, круга или
солнца, способного быть и милостивым и карающим, как было в древнейших
языческих верованиях.
Получившийся
таким образом «Никола Милостивый» весьма близок по смыслу первому святому Николаю
Мирликийскому (ок. 270 — ок. 345), он же Николай Чудотворец и Николай Угодник — один из наиболее
почитаемых христианских святых.
Это,
пожалуй, самое убедительное объяснение такого обилия Николиных именин ( 127 за год).