Почему
до сих пор продолжается ошибочное приравнивание басурман к мусульманам? Даже
всезнающая Википедия вслед за словарём Фасмера сообщает ересь:
«Басурман - происходит от др.-русск.
бесурменинъ (Ипатьевск. под 1184 г.). Заимств. из тат., казах. musulman, тур.
müslim, müslümän. Источником этих слов является перс. muslimån из араб. muslim».
Обратите внимание – 1184 год это домонгольские времена. Значит, изначально было
слово «бесурменин». Тогда могла быть иная басурманская история с географией.
В
древнерусском языке словом «урман» называли густой лес на равнинах или вдоль
рек. И дошло это слово до наших дней в названиях рек и селений в Башкирии,
Красноярском крае и в Магаданской области. На протяжении веков был известен
«урман» — род в составе башкир, в значении «лесной», «живущие в лесу». И
новгородское древне-русское мужское имя Урмень Юрьев сын Шаблыкина, боярский
сын, 1539. Кстати, имя Урмень можно толковать как "лесник или лесовик".
Если
принять происхождение слова «басурман» от древнерусского «бесурменинъ», то
проявляется изначальный смысл
«бес+урменин = безлесный». Такое прозвище могли получить те, кто не жил
в лесу. Или для кого лес не был жизненно важной средой обитания.
Не
случайно российская дореволюционная этнография выделяла близкий удмуртам малый
народ бесермяне (бесерманы). В 1926 году их было по переписи 10 тысяч человек.
Потом их произвольно причислили к удмуртам.
В
общем случае, басурманами могли стать иноземцы, в том числе с мусульманством не связанные. Подобно французам в Бородинской битве. И это убедительнее, чем изначальная связь бесурмен
с мусульманами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий