Здесь
поведаю не о местах лишения свободы, и без всяких ассоциаций с известной
московской тюрьмой Бутыркой.
В
Тульской области сохранилось семь (!) Бутырок. В других регионах России – не более
двух. Шесть одноимённых деревень в Арсеньевском, Белёвском, Воловском,
Каменском, Ленинском и Суворовском районах. Плюс село в Узловском районе.
Думаю, что неспроста их у нас так много.
По
словарю Даля Бутырки – это селитьба, отдельная от общего поселения. Так и
напрашивается, что это непотребное место для компактного проживания беженцев
или переселенцев в отдалении от жилья коренного населения. Однако на тульской
земле все Бутырки размещены удобно и разумно, при воде и угодьях. Знать, сильны
были у наших предков традиции заботливого отношения к беженцам.
Происхождение
слова «бутырки» неведомо. В словаре Фасмера его нет. Но среди созвучных
однокоренных слов там есть «бу́торь» - имущество, пожитки, утварь, хлам и
«буторга́» - беспокойство, тревога. Все эти
смыслы имеют непосредственное отношение к беженцам.
У
Даля есть слово «бутрим» в значении упрямец, строптивец. Эти характеристики
тоже подходят для беженцев, ибо смирные и покорные от напастей не бегают, на
авось полагаются.
В
Словаре синонимов обнаружилось забавное словцо «бутро» в значениях брюхо, пузо.
А это всем понятно про живот и жизнь. Для выживания очень даже актуально,
особенно для беженцев.
У
Срезневского среди древнерусских слов нет ничего однокоренного с «бутыркой».
А вот
в трудах нашего земляка Василия Лёвшина
(1746 — 1826), в описании
Тульской губернии за 1803 год, упомянуты забытые ныне речки Бутр и Бутр Малый,
притоки Непрядвы. Не исключено, что названия рек связаны как-то по смыслу с
тульскими Бутырками и затулившимися здесь беженцами.
Кстати,
увлекаясь раскруткой избранных брендов, нынешняя тульская культура обкрадывает
себя, оставляя в забвении Лёвшина, более плодовитого и талантливого, чем Лев
Толстой. Я так думаю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий