Были
времена, когда знаменитая тульская смекалка гремела на всю страну. В разгар НЭПа
тульские умельцы открывали собственные кустарные мастерские. Безудержная
изобретательность помогала делать хитроумные замки и замечательно красивые
скобяные изделия – ручки, задвижки, петли и много всего ещё.
С
начала 20-х годов Тула бурлила изобретательностью. Так туляки откликнулись на
ленинский декрет от 30 июня 1920 года о развитии рабочего изобретательства.
С
1925 по 1934 гг. в Туле было организовано семь выставок «Рабочая смекалка». В
1926 году организован кружок «Рабочая
смекалка» и специальная мастерская для воплощения идей. Начал издаваться бюллетень
«Помозгуй сам».
Выдающимся
трудовым подвигом Оружейного завода стало создание в 1927 году первой советской
прядильной машины на 500 веретён. Эта машина длинной 14 и шириной 7 метров
состояла из 25 тысяч деталей. Рационализация рабочих мест помогла тулякам
собирать 18 машин одновременно. За 5 лет сделано 683 машины для 15-ти
текстильных фабрик, в том числе в Иваново, Ленинграде, Ярославле. Тканью с
тульских машин была одета вся советская Россия.
Активность
туляков была столь велика, что первая Всесоюзная конференция изобретателей и
рационализаторов СССР проходила в Туле, в клубе металлистов (ныне театр юного зрителя).
Случилось это в апреле 1932 года, когда отмечалось десять лет с начала
массового рабочего изобретательства.
Всё
вышеизложенное может стать обоснованием продвижения темы и бренда «Тульская
смекалка» в проекте возрождения улицы Металлистов. Из этого может получиться
хорошая привлекательность, а не из собрания банальных фрагментов,
растиражированных повсеместно в пешеходных улицах. Здесь кстати окажется и популярная некогда экспозиция "Тульский металл". Полезны будут и новые современные металлические скульптуры из узнаваемых деталей машин и оружия.
Поэтому
надо бы нацелить проектировщиков на создание уникального и шедеврального
проекта, достойного поощрения государственными и региональными наградами.
Для
иллюстрации выбран макет реконструируемой застройки, созданный в тульской
архитектурно-проектной мастерской «Линия» под руководством Виктора Жежомы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий