Довелось
мне по случаю исправлять историческое недоразумение. В отличие от
распространённых заблуждений и даже некоторых словарных толкований сенные девки не имеют никакого отношения ни к
сену, ни к сеням. Называть их надобно с ударением на первом слоге. Сенные девки
не были служанками господ. Они не спали на сене и не жили в сенях. Их так
называли от слова «сень» – покров, покровительство.
Их брали в семью в порядке
опеки и защиты от житейских обстоятельств. Они обычно были подружками
господских дочерей и помощницами хозяек. Вот подходящее писание: «Дочь
Висковатого, шестнадцатилетняя Наталья, сидела в своем тереме, окруженная
сенными девушками. Здесь всегда царило молодое веселье, лились песни, звучал
задорный смех».
Вот
ещё одно верное свидетельство: «Сенные девушки
большую часть дня занимались подсобным трудом. Часто сидели в девичьей, пряли,
вышивали, вязали чулки, плели кружева. Ухаживали за хозяйкой, развлекали хозяйских дочек».
Сенные
девушки были хорошими помощницами на званных вечерах. Им поручалось убрать-подать
за столом и развлечь гостей вне застолья. Их наличие в семье улучшало репутацию
хозяев, свидетельствовало о благополучии и достатке. Обычно, их успешно
выдавали замуж, расширяя круг полезных связей.
От
слова «сень» вышло «осенить» – накрыть озарением или иной благодатью. Вот и
меня осенило вдохновение и родилось пополнение в коллекцию тульских частушек:
В Туле девки сенные –
небыкновенные.
Не от сена и сеней, под
сень-опекой ценные.
Принаряжены, чисто
мытые,
Разнотравием
духовитые.
Комментариев нет:
Отправить комментарий