Продолжение
«витиеватой» темы появилось с вопроса: «почему булавочный завиток оказался
таким популярным и живучим»? Ответ, вероятно, кроется в многофункциональности
булавки. Это заколка, инструмент, оружие, оберег и даже украшение.
В глубокой
древности мужскими и женскими принадлежностями были булавки для закалывания
краёв разлетающейся одежды. Это доказано наличием их в раскопах трупосожжений,
сопровождаемых как оружием так и женскими украшениями.
В
булавках первого типа головка похожа на односторонний завиток в один оборот. Считается,
что этот тип возник в Средней Европе и Приднепровье в конце эпохи бронзы. До
сих пор это самый простой и популярный
вид швейной и канцелярской булавки.
Второй
тип - булавки с односторонней многовитковой плоской спиралью. Эти булавки также
восходят к бронзовой эпохе и живут в
лужицкой культуре до ее конца. На бывшей советской территории они известны
в предскифское время в бассейне Днестра, а также в культурах лесной полосы вплоть до верхневолжских и верхнеокских
городищ, где прожили почти до самого их конца. Обратите внимание, я выудил
из Интернета чьё-то новое понятие «культура верхнеокских городищ». Это, между
прочим, на тульской земле. Надо бы ещё «половить» информацию об этой культуре.
Третий
тип - булавки с головкой из двух больших плоских спиралей, обращенных в разные
стороны в одной плоскости. Эти обычно очень крупные булавки найдены в ранних
могилах зарубинецкой культуры в
Белоруссии.
Суеверные
люди использовали булавки в качестве оберегов. Издавна считалось, что нечистая
сила боится острых железных предметов. В старину для этих целей в доме хранили
бутылки и другие емкости, полные булавок. Раскаленные булавки снимали порчу,
разрушая злые чары.
По старым тульским преданиям обережные булавки нужно втыкать над входом в дом для защиты от незванных гостей и лиходеев.
По старым тульским преданиям обережные булавки нужно втыкать над входом в дом для защиты от незванных гостей и лиходеев.
В проекте «Вятшее Верховье»
география использования булавок с завитками-завЕтками согласуется с ареалом
расселения родственных народов: антов -энетов - венетов – вятов – вятичей и
т.п. Это может быть одним из определителей наследно-родственной культуры.
Современные
«региональные культуры» переживают не лучшие времена. В обыденной суете
стулоначальников культуры нет крупных прорывных и показательных проектов.
Остаётся надежда на лучшие времена, когда станут востребованы созидательные
международные краеведческие проекты, подобные «Вятшему Верховью».
Комментариев нет:
Отправить комментарий