понедельник, 9 марта 2015 г.

Княжеские «женские» завЕтки


В истории многих государств, когда власть доходила до развала и невыносимости, на помощь приходили женщины.
С 1389 года, после кончины Дмитрия Донского, великая княгиня Евдокия 18 лет фактически стояла во главе Московского княжества, являлась блюстительницей престолонаследия и порядка среди множества детей. Их у Евдокии было двенадцать.
В переводе с греческого Евдоки́я значит «Благоволение». Благая воля матери стала полезной во многих отношениях.  Её старший сын Василий по наследству занял Московский великокняжеский престол в 22-летнем возрасте. Через два года мать женила его на Софье, единственной дочери Великого князя литовского Витовта. Это была надежда на мир с Литвой. Кстати, сделано это было по примеру Дмитрия Донского, который за два года до кончины успел выдать свою старшую дочь, тоже Софью, за Фёдора, который через 16 лет, в 1402 году, унаследует многопроблемный Рязанский княжеский престол.
У меня есть версия, что именно по благоволению Евдокии в Рязанском и Пронском княжествах на серебряных монетах появились вариации необычных надчеканов, похожих на куньи мордки и барашки. Правда, прямых доказательств этой версии пока нет. Но косвенных предостаточно.
Во-первых, это знак большой властной силы абсолютно не воинственный, не характерный для традиций того времени, какой-то женский.
Во-вторых, этот знак ставился не только на мелкие чешуйки из серебряной проволоки, но и на крупные дорогостоящие арабские дирхемы. В общем, на то, что было в ходу. Чтобы попрать дирхемы надчеканом нужно было обладать большим авторитетом и решительностью до самопожертвования. В защите кровных интересов женщины отважнее мужчин.
В-третьих, Евдокия имела причину (юридический мотив) – благоволить и покровительствовать соседним княжествам Рязанскому и Пронскому, где на престоле была родня по крови или по супружеству. Может быть, даже у Евдокии было желание дать гарантии замирения этих двух княжеств после многолетней вражды, вершиной которой было временное свержение Олега Рязанского Владимиром Пронским в 1371-1372 годах.
В-четвёртых, Евдокия имела возможность предложить такой знак своим авторитетом великой домоправительницы московской.
В-пятых, известен исторический прецедент того времени - В одной из летописей о помещении тамги одного государства на монету другого повествуется следующим образом. В 1399 году литовский князь Витовт предпринял поход против ордынского правителя Тимур-Кутлука. Стороны обменялись «любезностями». Витовт «восхоте во всеи Орде быти на денгах Ординских знамение Витовтово». Противная сторона дала «симметричный» ответ: «чтобы во всем твоем (Витовта) княжении на твоих денгах Литовских моему ординскому знамени быти».
В 1407 году Евдокия удалилась в Вознесенский женский монастырь, приняв монашество с именем Евфросинии, и этом же году умерла. Не исключено, что монашеское имя великой княгини Евдокии Московской связано с мирским именем умершей в 1405 году Великой княгини Евфросинии Рязанской, супруги князя Олега и свекрови родной дочери Софьи.
Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать покровительницей Москвы. В 2009 году в её честь на Нахимовском проспекте построен храм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий