вторник, 23 июля 2013 г.

Музеефикация кремлёвской колокольни


Восстановление кремлёвской колокольни – дело благое. Туле нужна эта высокая вертикаль, видимая с окраинных городских холмов и отвлекающая внимание от труб заводских и городских котельных. На туристических маршрутах по городу будет легче ориентировать гостей города на кремль и достопримечательности центра. Тульская сувенирная продукция может пополниться видом с колокольни на трёхлучевую застройку города, повторённую с Санкт-Петербурга улицами Оборонной, Демонстрации и проспектом Ленина.
Однако пугает неосторожное обещание областной власти передать построенную колокольню тульской епархии для церковных нужд. Сразу вспоминается, что у епархии много колоколен, в том числе Всесвятская с отличным обзором города и с уютной трапезной на высоте птичьего полёта. Простым смертным подняться на эти колокольни и полюбоваться окрестностями нельзя. А хорошо, если бы на кремлёвской колокольне была доступная народу смотровая площадка. Глядишь, и к застройке города отношение было бы более бережным. Уюта и зелени в городе стало бы больше. Сверху виднее, что нужно исправить и к чему руки приложить.
С краеведческой точки зрения вспоминается, что в Туле было немало непримиримых  и влиятельных старообрядцев, в том числе купцов, известных оружейников, выборных старост, ремесленников и простого люда. Единоверие возникло как компромиссное церковное явление между староверами и ревнителями новых канонов по реформе патриарха Никона. Но в Туле первый единоверческий приход открылся только в 1894 году, спустя более 240 лет после церковного раскола 1652 года. Единоверцам выделили храм во имя Тихона Амафунтского с приделом во имя Иоанна Златоуста на нижнем этаже кремлёвской колокольни. Получается, что колокольня может быть памятником твёрдости веры туляков, веротерпимости и здравомыслия.
Поэтому колокольня должна быть не просто городской колокольной звонницей с часами-курантами, но и музеем.
Тульский музей религиозной культуры мог бы иметь экспозиции о язычестве и христианизации вятичей, о расколе, старообрядчестве и единоверии, о конфликте церкви с мировоззрением Льва Толстого и т.д. Так может получиться уникальный музей. 
P.S. Чтобы отмести нападки и обвинения  в разжигании межрелигиозной розни, вынужден сообщить, что у меня сложилось научное мировоззрение на религию. Я не приемлю веру в божественный промысел и божественное сотворение мира. Я уважаю чувства верующих, отвергаю творителей смертных грехов и с великим почтением отношусь к историческому наследию религиозной культуры, стимулировавшей развитие наук, искусств и ремёсел. Но это уже отдельная тема.
Я не хочу конфликтов православных служителей церкви и паствы с невоцерковленным населением. Поэтому надеюсь, что местные и высшие руководители церкви проявят мудрость нестяжания и не будут подавать или отзовут свои прошения о передаче православной общине кремлёвских объектов религиозного назначения. В порядке компенсации утраченных надежд могу помочь церкви конструктивными и проверенными историческим опытом советами по развитию устойчивого благосостояния церковных общин. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий