среда, 31 декабря 2014 г.

Личное мнение об итогах Года Культуры

Власть рапортует об успехах культуры. В сообщении  пресс-службы об отчёте министра на заседании правительства области главенствуют цифры роста средней зарплаты работников культуры и освоение средств из бюджетов всех уровней. За этими цифрами не просматриваются собственные заслуги министерства и личные достижения деятелей культуры, достойно прославляющих регион во всероссийском и в мировом масштабе. Когда же научатся должностные лица продвигать культурные достижения успешных земляков? Почему на новостных лентах средств массовой информации ничтожно редкие анонсы и рецензии культурных событий заглушаются потоками выписок из криминальных сводок, вплоть до сгоревшего сарая и бытовой ссоры?
Ведь, есть же выдающиеся успехи этого года. Два юных певческих голоса из Новомосковска, Софья Фисенко и Ярослав Дронов, покорили современную российскую эстраду. Танцевальный коллектив «Фламинго» из города Донской уже не муниципальная достопримечательность. Многим нашим творческим коллективам давно пора по миру гастролировать, добывая честь и славу земли тульской. Вспомните, какими успешными в своё время были на мировой арене тульские филармонические коллективы - оркестр Анатолия Кролла и танцевальный ансамбль "Ритмы планеты".
В наши дни всероссийский кинофестиваль короткометражек «Шорты» успешно обрёл тульскую прописку. Меня очень порадовало появление в этом году сетевой группы фотографов «Про Тулу». Талантливые ребята делают изумительные работы. Жаль, что не часто раскрывают свои авторские имена. 
Наконец, можно без ложной скромности сообщить, что этот мой блог оказался вполне успешным проектом. У него более семи тысяч просмотров. Его читают не только в России, но и за рубежом от Швеции до Турции, и даже за океаном на обоих американских континентах.
В общем, меня разочаровал Год Культуры препятствиями на путях продвижения культурных инициатив. Надеюсь, что 2015-й, Год Литературы, будет удачнее.
Прошу прощения у всех достойных восхищения земляков, кого не упомянул на своих страницах. Есть планы в будущем году сделать этот блог ещё более краеведческим и информативным.

Желаю всем моим читателям утешения, здоровья и личных успехов.  

понедельник, 29 декабря 2014 г.

Фрагменты выставки художеств


Неизвестный фоторепортёр подловил меня на открытии выставки, посвящённой 75-летию Тульской областной организации Союза художников России. Это было 25 декабря. Спустя несколько дней такую анонимную фотографию я случайно выудил в Сети.

Жаль, что не могу с благодарностью упомянуть здесь автора. Он удачно поймал мой въедливый взгляд. Не пугайтесь. Я по-прежнему добрый внутри. Сам дивлюсь, что пристальность и сосредоточенность могут выглядеть так сурово. Может быть, эта пристальность помогла мне увидеть не слишком явное.
Хорошо, что выставка состоялась и удалась, что на открытие приехали представители Союза художников России из Москвы, Орла и Калуги. Плохо, что она не привлекла областных и городских руководителей культуры.
Хорошо, что тульские художники получили пять золотых и пять серебряных медалей, семь благодарностей и 22 диплома от Союза художников России. Плохо, что не было наград от правительства Тульской области.
Хорошо, что в начале экспозиции были размещены работы безвременно ушедших из жизни наших современников из числа тех, кого мы помним и любим. Плохо, что многим здравствующим художникам и скульпторам не нашлось на выставке достойного места. Скульптор Арнольд Чернопятов представлен одной скромной фигуркой усталой лошади. Работ скульптора Юрия Уваркина нет совсем.
Меня порадовало наличие нескольких работ, у которых можно стоять долго, вглядываться, легендировать и мысленно развивать сюжеты. Это «Почтари» Константина Евтеева – голуби в клетке, масса смыслов и символов нашего времени.
Изумительны две работы Елены Симурзиной. На одной – патриархальный храмовый интерьер, на другой -  древние руины. Я бы купил, но пенсион не позволяет.
Удивил Евгений Довбыш тремя листами обнажёнки с замысловатым названием «Би Алогический конструктор». Впрочем, такой конструктор может быть и биологическим и двойным нелогичным. Во всяком случае, есть на что посмотреть и о чём поговорить.
Позабавил Вадим Козловцев совсем свежей работой этого года под названием «Портрет губернатора Тульской области Груздева В.С.». В таком исполнении лик губернатора напомнил мне галерею выдающихся восковых персон из Музея мадам Тюссо в Лондоне. Хотелось бы ещё разок постоять с ними рядом, да не по карману. Помню, билет в Музей стоил 10 фунтов, и очередь всегда не менее часа… Но главное в картине Козловцева не лик, а губернаторская коленка. Она на переднем плане. Видимо, это основной рабочий орган современного государственного деятеля для расчистки ближнего и дальнего окружения. Символично!!!

понедельник, 15 декабря 2014 г.

Театральное краеведение

Авторитетным тульским театральным краеведом безусловно является Ольга Николаевна Кузьмичева - заведующая литературной частью Тульского государственного академического театра драмы. Читать её тексты и слушать выступления – сплошное удовольствие.

В минувшую субботу 13 декабря она порадовала клуб почитателей Серебровской библиотеки, так я предпочитаю именовать филиал №6 Тульской городской библиотечной системы, возглавляемый неуёмной в своей активности Ириной Михайловной Голубцовой.
Ольга Кузьмичёва увлекательно рассказывает об истории и современности, о театральном закулисье, о судьбах деятелей театра. Мне понравилась история посещения тульского театра Екатериной II. Императрица почла театр вниманием!
Мне подумалось, почему не каждый нынешний высокопоставленный руководитель ходит в театр, почему не подаёт пример организации культурного досуга своему ближнему окружению, домочадцам и подданным? Считается, что каждый интеллигентный человек должен посещать театры, концерты, выставки. Логично предположить и обратное – тот, кто игнорирует культурные действа, интеллигентом и культурным человеком не является. Тогда и отношение к нему должно быть соответствующим.
Тульский театр является достопримечательностью. Два его спектакля не так давно записаны федеральным телеканалом «Культура». Видеозаписи спектаклей "СЧАСТЬЕ МОЕ..."  и  "ВОСКРЕСЕНИЕ" можно посмотреть на портале КУЛЬТУРА.РФ
Я с гордостью вожу в наш театр своих иногородних гостей. Официальный сайт театра является примером информативности и пользовательского удобства. Почему же так мало в последние годы достаётся театру статусных знаков общественного признания? Я понимаю, что федеральная бюрократическая система скупа даже на моральное поощрение провинциальных учреждений культуры. До многочисленных национальных республик России всё-таки доходят федеральные награды. Там и свои республиканские награды учреждаются. Столица России учредила звание «Почетный деятель искусств города Москвы», носителем которого, кстати, является режиссер-постановщик АНДРЕЙ ЛЮБИМОВ, поставивший в Туле премьеру этого сезона СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ, ироничную мелодраму в стиле блюз. В соседней Калужской области учреждено звание «Заслуженный артист Калужской области». У нас этого нет. Получается, что наши симпатии и аплодисменты считаются проявлением личных чувств и не совпадают с оценками ответственных работников, принимающих решения о поощрении деятелей культуры.
Хорошо известно, что награды не только поощряют награждённых, но и стимулируют их на новые достижения. Поэтому награждать надо по заслугам и своевременно, а не к юбилейным датам или посмертно. Иначе у нас не будет творческих достижений.

Вот такой краеведческий факт нашего времени получается.

пятница, 12 декабря 2014 г.

Совет директоров краеведческих проектов

В минувший четверг, 11 декабря, собрался долгожданный общественный совет областного министерства культуры и туризма. Заявленная тема – состояние и перспективы краеведения.
В своём выступлении на этом совете я высказал своё мнение, что состояние краеведения самопроизвольное, а перспективы – хронически оптимистические. Слово «самопроизвольное» здесь наполнено двумя смыслами: краеведы действуют сами по себе в условиях произвола должностных лиц, призванных поддерживать их в порядке исполнения должностных обязанностей. Где поддерживают краеведов (например, в Венёвском районе), там есть поразительные успехи. Венёвский клуб краеведов, энтузиазм Дениса Махеля, гостеприимство районного краеведческого музея и помощь районных учреждений культуры – это уникальный случай и удачное стечение обстоятельств. Хорошие успехи есть в сфере религиозного краеведения при поддержке Епархии. Заметна краеведческая активность национальной еврейской общины. В последнее время оживилось военное краеведение при поддержке Музея военной истории.
Гораздо больше примеров игнорирования краеведческих инициатив.  За последние полтора года в этом краеведческом блоге опубликовано сто статей. В тридцати статьях сформулированы и обоснованы 43 предложения, каждое из которых может стать отдельным краеведческим проектом. Областное министерство культуры и туризма, вкупе со всеми своими культурными учреждениями и центрами развития проигнорировало все эти инициативы. Не эффективными оказались как устные личные и публичные обращения, так и письма по электронной почте.
Теперь о хронически оптимистических перспективах. Тульские краеведы со времён их предвоенных политических репрессий ХХ века хронически больны оптимизмом и верой в лучшие времена при каждом новом руководстве культурой. Оптимизм поддерживался памятью о благодатных временах 60-х годов прошлого века, когда пионерские «Красные следопыты» и комсомольский «Искатель» были сферой государственных интересов и заботой всех партийных и хозяйственных руководителей. Даже в голодные перестроечные годы был короткий период, когда тульской областной культурой руководил Игорь Михайлович Москалёв. Тогда в условиях бюджетного безденежья он включил мощные механизмы морального поощрения работников культуры. Небывалое количество туляков было удостоено государственных наград и всероссийских почётных званий. Заслуженным работником культуры стал тогда и краевед Пилипенко, самым значимым достижением которого был краеведческий проект по меморизации кратковременных визитов Есенина в Тулу. Если в наши дни это невозможно по федеральному законодательству, то нет препятствий для учреждения регионального статуса «Заслуженный деятель культуры Тульской области»
Новые надежды краеведов были связаны с объявленным Годом культуры (2014). Вот характерная цитата из свежего государственного документа: Одной из сложных, но важных задач государственной культурной политики является своевременная и продуманная поддержка появляющихся культурных общественных инициатив, новых типов культурных институтов. (Основы государственной культурной политики).
Опираясь на эту государственную доктрину, я предложил на последнем общественном совете учредить новый культурный институт – Совет директоров краеведческих проектов. Мотивация простая – краеведов невозможно объединить в официально зарегистрированные организации даже для целей получения грантов. Обещанка – не данка, а затраты на содержание организации существенны. Членские взносы и попрошайничество здесь не помогут. А между тем, каждый краевед, ведущий свою тему, может создать вполне материальный продукт с коммерческой ценностью – краеведческий проект. По мере доработки и продвижения проекта его культурная и коммерческая ценность растёт. Появится реальная возможность привлечения целевой финансовой помощи и материального вознаграждения всех участников и помощников проекта. Главное – выявить достойные краеведческие проекты и их лидеров. На принципах самовыдвижения автор или лидер получит статус общественного признания – директор краеведческого проекта. После этого можно двигаться дальше.  
1.Создать Совет директоров краеведческих проектов.
2.Учредить регулярные фестивали краеведческих проектов.
3.Оформленные современными технологиями лучшие краеведческие проекты должны быть достойно представлены в музеях, в тульском кремле и в Доме дворянского собрания.
4.Установить статус краеведов как деятелей культуры.

Эти четыре пункта я предложил общественному совету областного минкульта и при свидетелях вручил их вместе со списком ранее проигнорированных краеведческих инициатив.

суббота, 6 декабря 2014 г.

Концертные виртуозы

Недавно получил огромное удовольствие от концерта «Новые имена филармонии». В этот раз была живая музыка. Никаких микрофонов и усилителей. Понравились Константин Сучков (баритон), Ольга Дейнека-Бостон (меццо-сопрано), Галина Волкова (фортепьяно). Удивительно хорош Николай Пронин (бас-баритон). Восхищение вызвал Камерный ансамбль филармонии «Bella-musica». В этом коллективе 11 музыкантов – 8 скрипок, 2 виолончели и контрабас. Все они так виртуозно владели смычками, что коллективу по аналогии с «Виртуозами Москвы» заслуженно подошло бы иное имя, например «Тульские виртуозы». У них очень удачный репертуар. За душу берут и мурашки по коже гоняют. Представляю, как славно они сыграют на сцене тульского Дома дворянского собрания, колонный зал которого во времена моей юности отличался лучшей акустикой в Советском Союзе. 

Если кто-то подумает, что это моё субъективное мнение, то многократно будет не прав. Я заметил, что для понравившихся мне исполнителей зрительские овации были особенно продолжительными  и оглушительными. А ансамблю Владислава Белоусова зрители аплодировали стоя.  

пятница, 5 декабря 2014 г.

Ода краеведению

Похоже, не лучшие времена настали для страны, если государство для поднятия патриотизма и единения народа вспомнило о краеведении. Об этом была моя публикация 1 октября с.г. Посмотреть её можно по ссылке http://tulakreml.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html Прошло более двух месяцев. Ощутимого продолжения темы нет. В Тульской области соответствующее мероприятие проведёт Общественный совет областного минкульта 11 декабря. Регламент Совета не позволит достойно рассказать о моём отношении к краеведению. Поэтому непроизнесённую часть своего запланированного сообщения на совете я решил заранее опубликовать здесь. О принятых Советом решениях сообщу дополнительно.
Как ветеран краеведения с пионерского возраста, когда нас называли Красными следопытами, считаю необходимым высказаться в наиболее понятной форме.
Краеведение доступно. Краеведческими изысканиями можно заниматься с детских лет до глубокой старости, постоянно и с длительными перерывами, в добром здравии и с хроническими болезнями, в роскоши и бедности, в одиночестве и в избытке людского окружения. Успешными краеведами могут стать и маститые академики любых специальностей и едва освоившие букварь школьники.
Краеведение интересно. Это разгадка тайн, открытие неведомого, коллекционирование редких знаний, накопление неотчуждаемого богатства, обогащение себя возможностями и перспективами. Краеведы – это охотники и рыболовы в мире информации, кладоискатели в мире реликвий, старатели в мире драгоценностей.
Краеведение неисчерпаемо. Здесь множество нетронутых тем и белых пятен. Краеведческой темой может стать  житие любого человека. Воспоминание о событии может стать документированным историческим свидетельством. Удачная связь разрозненных фактов может стать перспективным историческим открытием. Краеведение – это неоскудевающий источник вдохновения для творческих, учебных и научных работ.
Краеведение полезно. Возникновение краеведческой темы обостряет все органы чувств. Состояние поиска улучшает кровообращение. Находки вдохновляют. Осмысление найденного запускает резервы мозга. Не случайно по статистике подавляющее большинство краеведов – долгожители.
Краеведение демократично. Здесь нет государственного регулирования, бюрократического произвола и цензурного диктата. Здесь нет начальников и подчинённых, нет сдерживающих рамок и пут. Краеведы свободны в выборе симпатий и в игнорировании антипатий.
Краеведение бесконфликтно. Здесь нет конкуренции, борьбы за лидерство и сферы влияния. Каждый может шедеврально сформулировать мысль, достойную общественного и научного признания. Краеведы не обижаются на проявления снобизма учёными историками, археологами и музейщиками. Краеведы способны дотошно читать научные труды и отчёты, терпеливо переводить с научного языка на доступный русский.

Краеведение благодатно. Краеведы добровольно берут на себя просветительскую миссию, популяризируют науку, продвигают её в творческие сферы и в широкие массы. Краеведческие знания способны наиболее эффективно легендировать инвестиционные проекты, обеспечивать им привлекательность и успешность. Есть масса примеров, когда краеведческие коллекции становились уникальными экспозициями выставок, основой музеев и бесценными россыпями мирового культурного наследия.

воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Прибрежный амфитеатр

В Белоусовском парке есть красивейшее место – вид на Купальный пруд с плотины Зооуголка. Естественные склоны берегов образуют огромный амфитеатр. Давно обдумываю проект обустройства этой красоты сценической площадкой у воды и каменными зрительскими местами.
Довести предложение до презентации эскизного проекта мешает память о множестве проигнорированных областной властью инициативных предложениях. Надоело бесплатно консультировать и проектировать впустую. У нас за достойное вознаграждение творят преимущественно придворные фирмы и отдельные дизайнеры.
А могло бы получиться уникальное полезное сооружение. И ситуация для строительства сложилась удачно. Здесь уже начались работы по программе реконструкции парка. Очищены от малоценных зарослей берега. Неизбежно углубление верховьев пруда и изменение контура водной поверхности. Катальных гор и лыжных спусков здесь всё-таки не должно быть. Для этого есть привычные тулякам склоны нижнего пруда.

В качестве иллюстрации публикую недавно найденную в Интернете фотографию похожего объекта в г.Долгопрудный. Порадовался за жителей столицы Физтеха. Наш амфитеатр может быть втрое крупнее и величественнее.

суббота, 29 ноября 2014 г.

Скульптор Уваркин, оседлавший успех

Уходящий Год Культуры отметился появлением в Туле нескольких шедевров городской скульптуры. Особенно приятны детские композиции – Грибная Поляна в Кремлёвском саду и Лебединое Озеро в Белоусовском парке. Спасибо супруге губернатора за финансовую поддержку этих проектов. Спасибо тульскому скульптору Юрию Уваркину. Его бронзовые животные очень симпатичны. С ними хочется общаться, они легко становятся соучастниками событий.
В начале 90-х годов прошлого века я познакомился с Юрием на выставке молодых тульских художников в Выставочном зале на Красноармейском проспекте. Он был единственным скульптором среди живописцев. Я хорошо помню несколько его работ с той выставки – сидящий на наковальне Гефест, окрылённый Идущий и фантастически увлечённый ожиданием Удильщик. Потом он сделал мне на заказ бетонный памятник моей бабушке Поле по эскизу архитектора Павла Михайловича Зайцева. Затем появился его Динозавр возле Экзотариума. После этого у скульптора Уваркина, вероятно, были трудные времена – почти двадцать лет не частых заказов преимущественно от владельцев подмосковных коттеджей и хронически бедных священнослужителей. В этом году работа по заказам супруги тульского губернатора стала триумфальным возвращением Уваркина в Тулу. Надеюсь, что теперь мы увидим больше его работ, в том числе и монументальных исполнений его шедевров с давней молодёжной выставки. 

Недавно я с удовольствием нашёл в Интернете персональную страницу http://skulptura-lepnina.ru/cat/mf.html, где опубликованы фотографии его произведений. Особенно порадовала старая фотография Уваркина верхом на Динозавре. Догадываюсь, что автор затирает следы повреждений от транспортировки и монтажа скульптуры. И получился символ осёдланного успеха.   

пятница, 21 ноября 2014 г.

Новая жизнь бывших военных городков

Недавно губернатор дал поручение до 1 декабря с.г. определить будущее военного городка в Плавске. Такая же проблема есть в Белёве. Нет информации об освободившихся территориях воинских частей в Туле на ул. Свободы и на ул. Фрунзе. Думаю, инвесторов нет, и в ближайшей перспективе не предвидится. Между тем, есть все возможности для создания рентабельных учреждений методом народной стройки и с привлечением внутренних инвестиций. Важно, чтобы проект и его исполнители получили народное доверие. Одним из таких проектов могла бы стать сеть муниципальных учебно-производственных центров управленческого спецназа, о полезности которого я уже писал в этом блоге. Спецназовцы могут на практике получить навыки восстановления недвижимости и её последующей эффективной эксплуатации. Из этих базовых центров они могли бы направлять трудовые десанты на комплексное восстановление и реконструкцию ближайших муниципальных, природных и культурных объектов. Все затраты на содержание и обучение спецназовцев окупятся сторицей результатами их труда. Огромным и бесценным будет социальный эффект от появления на депрессивных территориях новых очагов культурного хозяйствования.

Я понимаю, что у такого проекта должен быть сильный лидер с большими возможностями и полномочиями. Поскольку у губернатора и без того забот хватает, считаю, что наиболее удачной кандидатурой может быть председатель правительства Тульской области. Я не сомневаюсь, что успехи этого проекта позволят вписать имя такого председателя правительства золотыми буквами в историю Тульской области.  

среда, 12 ноября 2014 г.

Есть в жизни счастье

Оказывается, счастье не так уж сложно найти, если выловить смысл в информационном мусоре. Большой энциклопедический словарь авторитетно утверждает: СЧАСТЬЕ - состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. Почти то же написано в популярной ныне Википедии.
Убираем лишние слова: СЧАСТЬЕ - состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни.
Остаётся: Счастье - удовлетворённость жизнью. В такой формулировке это утверждение звучит как заповедь и закон.

Те, кто ещё сомневается в справедливости Закона Счастья, могут набрать в любом поисковике популярную присказку "счастлив как слон". Откроются убедительные картинки.
Из этого закона вытекает Первое Следствие: человек с рождения счастлив, когда удовлетворён жизнью. Чем меньше орал в младенчестве, тем больше был счастлив. Меньше слёз в детстве, огорчений в юности, проблем в зрелости – больше счастья. Наконец, чем лучше по совокупности сложилась прожитая жизнь, чем больше удовлетворённости собой, тем больше своего личного счастья.
Второе Следствие: совсем не трудно делать себя счастливым и осчастливливать близких тебе людей. Достаточно успокоить младенца, утешить молодёжь, помочь взрослому. Появится весомая причина для довольства собой и своей жизнью. Вот оно и есть счастье.
Третье Следствие: право на счастье должно быть гарантировано Конституцией.  Все, кто создаёт неприятности, кто мог осчастливить, но не сделал этого - нарушители закона, преступники. Пока ни в одной Конституции крупнейших государств, включая Конституцию Российской Федерации, слово «счастье» ни разу не упоминается. Это большое упущение законодателей. Надо внести эту поправку в Конституцию, и будет нам счастье.


Невольно вспоминается Тулия – легендарная страна счастливых людей, живших без раздоров и болезней, где смерть приходила в очень преклонном возрасте только от пресыщения жизнью. Символично, что страну эту древние греки размещали за Рифейскими горами в верховьях Танаиса (Дона), где ныне живёт население Тульской области.  

среда, 5 ноября 2014 г.

Социальный заказ на управленческий спецназ

Докатившаяся до Тульской области оптимизация бюджетных расходов пошла хирургическим путём. Ликвидируются малокомплектные школы, закрываются детдома и школы-интернаты, укрупняются больницы, уплотняются муниципальные музеи и библиотеки. Одновременно создаются корпорации, центры и фонды развития. Эти послушные и малоэффективные образования комплектуются случайными кадрами. Жизнь ведут тихую. Информацию о себе не раскрывают. Попробуйте найти о них что-нибудь в сетевых поисковиках – будете в лучшем случае разочарованы. Поэтому такие преобразовательные оптимизации вызывают непонимание и неприятие. Возникает ощущение, что оптимизации затеяны для удовлетворения своих потребностей у новых поколений распорядителей финансовых потоков.
Об этом говорят не только в компьютерных сетях и на кухнях. Вот точное и здравое определение ситуации:
Алексей Полухин. Новая газета. 5.11.2014. http://www.novayagazeta.ru/columns/65951.html
причина, по которой общество встречает реформы в штыки, — это не реформы, а спецоперации. Решения принимаются узким кругом лиц, подобранным по принципу не компетенции, а лояльности, и потом уже «спускаются» профессионалам. Сделайте нам вот так и не рассказывайте, что так не бывает. А главное — никаких утечек. Фрондировать можете после окончания операции — или мы найдем других специалистов.
Если в университетах преподают люди, не замеченные в создании успешного бизнеса,  кого они выращивают – тварей дрожащих и вороватых приказчиков? Не пора ли создавать профессиональные команды управленческого спецназа? Как минимум для десантирования в бюджетные учреждения и в администрации муниципальных образований. Их основная задача - навести порядок и передать управление обученным контрактникам. Тульская область могла бы стать первопроходцем и лидером быстрого развития без коррупции и стяжательства, но с эффективным использованием созидательного потенциала собственного населения.

Промедление - смерти подобно. Нас опутали бюрократическими сетями. Нас заставляют платить за неоказанные услуги по баснословным тарифам. Нас пугают штрафами за незнание и неисполнение тайных подзаконных актов.  Нам не дают вздохнуть свободно без разрешения, согласования и регистрации. У нас нет убеждённости в том, что нами управляют достойные люди, имеющие личные достижения в сфере профессионального управления. Сколько может держаться власть, которая позволяет давить и грабить собственное население? Святая обязанность федеральных и региональных руководителей иметь под рукой эффективный управленческий спецназ. А если они его не создают, то им это выгодно, и скоро надо ждать оптимизации населения.

четверг, 30 октября 2014 г.

Сарматские завЕтки

На тульской земле можно найти множество изображений в форме сдвоенных симметричных завитков. В зависимости от степени изогнутости их можно сравнивать с начальным знаком Зодиака Овен, ростком травы, с куньей мордкой, либо с головой барашка. 

Они похожи также на сарматские знаки принадлежности, собственности и власти (тамги). Их и публикую сегодня из того, что найдено в Сети, в дополнение к предыдущему моему сообщению о форме сечки от 27 октября с.г. Здесь тоже похожие завитки-завЕтки. Надеюсь, что наступят времена, когда такие узоры станут общепринятыми доказательствами наследственной памяти о древних предках-сарматах.


Сарматские тамги по Л.Лаврову http://kumukia.ru/article-8986.html 
и по В.М. Батчаеву 

понедельник, 27 октября 2014 г.

Ещё один завет в завитках

Поводом для написания этого сообщения послужила археологическая находка в центре Тулы, на месте нынешнего памятника Тульскому Прянику. Раскопки велись два года назад, а фотография только-что случайно всплыла из глубин Интернета. Археологи датировали находку XIX веком, но её история и география гораздо шире и значительнее.  
Сечка – широкий топор с единым более чем полукруглым лезвием. Древним предком сечки с раннего каменного века было рубило. Сечкой удобно рубить тычком и замахом на обе стороны.  Ею измельчали мясо, травы и корнеплоды. С давних времён это было преимущественно женское орудие труда. Есть убедительная логика в утверждениях, что такое рубило считается главным оружием амазонок, легендарных воительниц Скифии и Сарматии. Сведущий читатель конечно знает, что нынешняя Тульская земля в прошлом была частью Сарматии (VI в. до н. э.—IV в. н. э.). Геродот производил сармат от браков амазонок со скифами, язык их называл испорченным скифским. По Геродоту во главе сарматского народа были цари; женщины одевались как и мужчины, ездили верхом на охоту и на войну или вместе с мужчинами, или одни. 
Разные народы по-своему называли топоры с округлыми лезвиями. У скифов это “сагарис”, у греков - “пелектус” или “лабрис”. Последний был распространен на острове Крит еще в бронзовом веке (в III тыс. до н. э.), символизируя женское начало. Возможно, в форме сечки сохранён до нас знак заветной памяти о почтительном отношении к женщинам. Доказательством завета может быть устойчивое и повсеместное повторение формы завитков в элементах украшения металлических оград и купольных крестов, о которых я писал в этом блоге 23 февраля 2014г. http://tulakreml.blogspot.ru/2014_02_01_archive.html

среда, 22 октября 2014 г.

Тайны Экспертного совета

Почти год назад создан Экспертный совет при правительстве Тульской области. Однако, вопреки декларациям Программы  «Открытый регион» деятельность его Экспертного совета скрыта завесой тайн.  Официальный сайт (http://sovet71.ru ) содержит только Положение о совете и его персональный состав в количестве 22-х экспертов по 11-ти важнейшим сферам жизни региона.
По пункту 22 Положения План работы Экспертного совета утверждается ежегодно, является публичным и размещается на портале правительства Тульской области. Поиски этого плана оказались безрезультатными.
По пункту 19 заседания Экспертного совета проводятся не реже 1 раза в квартал. Проводились ли? Никакой информации об этих заседаниях не было в новостных лентах региональных средств массовой информации и пресс-службы правительства области.
По пункту 17. Экспертный совет должен принимать решения по рассмотренным вопросам и оформлять их протоколами заседаний. Ничего не опубликовано.
Помню, бесперспективность совета прогнозировалась ещё на стадии его формирования. После фарса с открытым конкурсом на должности народного правительства области настоящие профессионалы и признанные специалисты в экспертный совет не пошли. А тут ещё подоспел срок самоутверждения свеженазначенных членов правительства, возникновения у них ощущений личной самодостаточности для принятия «единственно верных» собственных решений, для неукоснительного выполнения или саботирования распоряжений вышестоящего руководства. Чиновники научились забывать неоконченные и неконтролируемые дела со ссылками на жуткую загруженность текущим моментом. Эксперты и советники оказались без надобности.
Утешает понимание, что это проблема не только Тульской области. В современной России отсутствуют традиции востребованности и грамотного формирования экспертного сообщества. Нельзя собирать экспертов как грибы в лесных кущах, а потом проверять их на пригодность и удобоваримость. При таком подходе даже одна поганка может отравить всё застолье. Экспертов, как английский газон, нужно выращивать на актуальных информационных полях и стричь годами. В экспертах должна быть культура анализа ситуаций и синтеза идей. Культура выявляется опытом и личными достижениями.
Не могу удержаться от цитаты, ставшей импульсом для этих размышлений:
Леонид Никитинский, Новая газета, 22.10.2014. http://www.novayagazeta.ru/columns/65803.html

Неожиданно Конгресс интеллигенции продемонстрировал наличие таких экспертов именно в среде людей старшего возраста (от 60 и выше). Люди средней возрастной категории, из которых сегодня формируется костяк государственного управления, оказались, по-видимому, слишком заточены на бизнес, а активная молодежь еще не приобрела умения широко ставить проблемы и пока не видит ценности «интеллигентского», широкогуманитарного образа мысли.

четверг, 16 октября 2014 г.

Липовые посадки

В октябре на территории кремля руководители органов власти высадили 64 саженца липы, березы и ели. Преобладали липы – быстрорастущие, но с многими недостатками. Липы рассадник тли, выделяющей липкую жидкость, от которой на земле под кроной ничего не растёт. Газон будет испорчен. К мощёным дорожкам будет противно прилипать обувь. Без листьев с осени до весны голые ветки выглядят уныло.
Думаю, что на территории кремля более уместными выглядели бы низкорослые деревья на карликовых подвоях. Они очень декоративны в любое время года. И их не должно быть много, чтобы не скрывать кремлёвские красоты. 

К сожалению, нынешние тульские ландшафтные дизайнеры и на этот раз пренебрегли свободной посадкой деревьев живописными группами. Не напрягаясь творческими исканиями, они примитивно с геометрическим однообразием определили деревьям места вдоль дорожек, напрочь перебивая идею музеефикации планировки осадных дворов. А ведь это задумывалось как уникальная особенность тульского кремля, впечатляющая на полотне газона как с земли, так и с кремлёвских стен.

Утешает одно – массовые посадки деревьев на территории кремля проводились многократно. И каждый раз эти посадки уничтожались трудами новых поколений озеленителей. 

понедельник, 13 октября 2014 г.

Мемориальный ляп

Коллекция тульских мемориальных ляпов пополнилась ещё одним «шедевром». На этот раз обманом стала дважды повторенная в бронзе надпись «Первая улица Тулы».

Ну никак не могла первая улица Тулы быть на территории кремля задолго до его строительства. Первыми улицами обычно становились дороги, ведущие к речному броду или мосту. Зачем же вводить народ в заблуждение, что именно здесь начиналась древняя Тула?
Личным осмотром установлено – это закладной знак, а не декоративный люк инженерного колодца. Нет деталей для многократного неразрушающего извлечения ломом или монтировкой. Нет поблизости иных колодцев сети. Знак вмурован в мощёную круглую площадку диаметром около 10 метров. Для привычного чтения главная надпись ориентирована с севера на юг. Большая кремлёвская улица была ориентирована с запада на восток, от Пятницких ворот до Ивановских. Поэтому только знатоки будут тайно знать историческое место древней улицы, а обычные туристы в лучшем случае подумают, что она была короткой, на полёт стрелы, от этого знака до Ивановских ворот. 

Думаю, идея установки такого знака очень даже интересна, но исполнение – конфузно. Исправить можно без больших затрат, если срубить и зачистить надписи «Первая улица Тулы» и развернуть знак на 90 градусов. И совсем хорошо получится, если в верхнем сегменте над словом «Большая» появится точная стрелка на север, а в нижнем сегменте под словом «улица» будут две разнонаправленные стрелы на Пятницкие и Ивановские ворота. Если не получится хорошо зачистить срубленные надписи, можно заменить их другими надписями. Например, «от Пятницких ворот…» и «…до Ивановских ворот». Благо, количество удаляемых и новых букв почти одинаково.

суббота, 11 октября 2014 г.

Филармоническое закулисье

В музыкальной гостиной Тульской филармонии 10 октября показана новая программа «Любовь и апельсины». Автор и ведущий программы – Алексей Симоновский. Он предпринял удачную попытку связать концертные номера рассказами о музыкальном закулисье. Получилось интересно. Весь вечер  играл ансамбль скрипачей Тульской филармонии и рояль Людмилы Зайцевой. Три отделения, два с половиной часа (с двумя десятиминутными антрактами) звучали фрагменты классических произведений и музыка популярных кинофильмов.
Из личных наблюдений. Уютный зал. Удобно расставлены нумерованные столы по пять мест. Ловкие официантки. Вкусный фруктовый салат и кусок бисквита, чай или кофе на выбор включены в стоимость билета (500р). Можно заказать коньяк, похожий на резкий вискарь.
В ансамбле скрипачей Тульской филармонии нет ни одного мужчины. Но «ансамбль скрипачек» действительно звучит неблагозвучно. Двенадцать женщин с изящными фигурами. Так и видится один из этапов кастинга, чтобы претендентку в полный рост можно было закрыть смычком в протянутой руке эксперта. Женщины, кстати, симпатичные, есть и очень молодые.
Моё место оказалось особенно закулисным, крайним у первого стола. Ко второму отделению подошли две припозднившиеся скрипачки. Стройный прежде ряд ансамбля изогнулся. И тогда я два отделения видел скрипичное исполнение со спины. И было в этом что-то оригинальное и символичное.
Публика приятная, на аплодисменты щедрая. Преимущественно женская, средних и юных лет. За одним столом выделялись каменностью лиц двое мужчин, похожих на спортсменов или охранников. А в дальнем от меня конце зала обращала на себя внимание скучающая молодайка, пока не увлеклась запрещённой съёмкой концерта на свой телефон. И хорошо, что никому до неё не было дела.
Симоновский хорош как всегда. Всё у него выходило артистично и со вкусом. Однажды мне показалось, что он после очередной хохмы об исполнении на заказ Прокофьева вместо «чего-нибудь из Бетховена» разыграет публику. Мне нравятся такие приколы. Но ведущий не стал проверять музыкальную эрудицию публики.

Во втором антракте нам показали реконструируемый большой зал филармонии. Перемены действительно обещают быть грандиозными. Это стоит увидеть своими глазами.   

пятница, 10 октября 2014 г.

Аптечный музей

В Туле появилась новая достопримечательность. На проспекте Ленина, 27 музеефицирована «Старая тульская аптека». Лекарств здесь уже не купишь, но увидеть и услышать можно много интересного. Меня очень порадовали подробности организации аптечного дела в дореволюционной Туле. Удивительный ассортимент услуг – от выращивания лекарственных растений до криминалистической экспертизы. Собственное химическое производство от порошков и растирок до косметики, гуталина и взрывчатых веществ. Круглосуточное культурное обслуживание с угощением напитками взрослых и развлечением детей при ожидании исполнения заказа. Подробности обучения и становления квалифицированных провизоров и фармацевтов.
Не упускайте возможности послушать экскурсовода – получите больше информации и удовольствия. Оказывается, много музейных артефактов было найдено на чердаке этой самой аптеки.  
У нового музея хорошие перспективы и много работы по освоению второго этажа, подвала, двора и огорода. Может получиться хорошее клубное пространство для тульских медиков, лишившихся в перестроечные годы Дома санитарного просвещения и медицинской библиотеки. Возможно, над новым музеем возьмут шефство тульские медколледж и мединститут.  

вторник, 7 октября 2014 г.

Непаханое поле археологии

Довелось мне 4 октября с.г. побывать в музее «Тульские древности» на встрече с тульским археологом Алексеем Воронцовым. Аудитория оказалась преимущественно детско-родительская. Собрались младшие школьники с мамами. Для детей мероприятие удалось. Они с увлечением разгадывали кроссворды, искали артефакты и склеивали черепки свежеразбитых глиняных горшочков. Моё любопытство было удовлетворено рассказом Алексея Михайловича об археологии и его ответами на вопросы.
Для меня стало открытием, что отчёты об археологических раскопках экспертируются Институтом археологии РАН, монополистом по выдаче разрешений на раскопки, т.н. «Открытых листов». Эксперты могут указывать на недостатки отчёта и требовать их исправления под угрозой отказа в выдаче будущих разрешений. Полагаю, что эксперты могут заставить археологов изменять научные выводы, если они противоречат их собственным научным трудам. Думаю, есть в этом нечто дремучее и отстойное. Считаю, что отчёт должен быть авторским произведением археолога. Его погрешности должны обсуждаться в комментариях, рецензиях и в научных спорах. Диктатура власти в науке недопустима. Надеюсь, что наступят времена, когда археологические отчёты, как минимум в результативной части, станут открытыми сетевыми информационными ресурсами, доступными для краеведов и любознательных граждан. А пока на сайте института нет даже иллюстрированного каталога с кратким описанием свеженайденных артефактов. Получается, что в плане открытости и информативности сайт официальной археологии сильно отстаёт от популярных интернет-ресурсов типа Домонгол.

Вторым «открытием» стала информация об отсутствии планов целевого поиска древних городищ и городов на территории Тульской области. Таким образом, древние города Нюхов и Веприн в ближайшее время искаться не будут. Интересно также, что на землях министерства обороны в границах Тульской области раскопки не велись. Не было даже археологических разведок вдоль известных речек Нюховка и Вепрей. Следовательно, это археологическое поле по-прежнему останется нехоженым и непаханым.

суббота, 4 октября 2014 г.

Как отметить Год литературы?

Общественный совет при министерстве культуры и туризма Тульской области собирает предложения в Программу мероприятий Года литературы (2015).
Мои предложения:
1.Начать формирование ежегодных планов издательской деятельности по региональной тематике, в том числе краеведение, мемуаристика, поэзия и т.д.
2.Организация ежегодных литературных конкурсов в различных номинациях, включая лучшие школьные сочинения.
3.Создание традиции морального и материального поощрения авторов литературных произведений, передающих по примеру Л.Н.Толстого свои произведения в свободное некоммерческое пользование.
4.Установление порядка обязательного комплектования школьных и муниципальных библиотек аннотированными изданиями местных авторов.
5.Создание системы приёма региональных изданий на реализацию сувенирными лавками музеев.
6.Установить порядок возмездного издательского рецензирования региональных литературных произведений авторитетными ветеранами культуры.
7.Организовывать широко анонсированные встречи читателей с авторами с возможностями продажи их произведений и раздачи автографов.
8. Обеспечить широкое распространение культурной информации в новостных лентах информационных ресурсов всех учреждений культуры. Выявлять и поощрять активных ньюсмейкеров и репостеров.
9. Установить в Туле памятник Букве Ять. Есть эскиз и предложения по местам установки.
10.Создать памятник Филиппку.
11.Поручить Центру развития культуры и туризма организацию централизованного приёма на реализацию региональных изданий и сувенирной продукции для распространения их на массовых культурных и туристических мероприятиях.
12.Предоставить Общественному совету при министерстве культуры и туризма Тульской области полномочия по рассмотрению презентаций и отбору кандидатур для морального и материального поощрения деятелей культуры за создание и продвижение перспективных региональных проектов.
13.Организовать в Дворянском Собрании постоянно действующий семинар по синтезу литературных, изобразительных, музыкальных, сценических и иных искусств для продвижения региональных культурных проектов.
14.Утвердить ТОУНБ головной организацией по ведению сводного каталога и информационному мониторингу региональных интернет-ресурсов, включая сетевые культурные группы и сообщества.

15.Организовать создание и размещение региональной социальной рекламы, посвящённой Году литературы. 

среда, 1 октября 2014 г.

Государственный импульс краеведению

Состоялась встреча Президента России Владимира Путина с представителями музейного сообщества, в ходе которой обсуждались перспективы развития региональных краеведческих исследований и меры поддержки краеведческих музеев.
На президентском сайте http://www.kremlin.ru/news/46710 опубликованы основные тезисы в форме стенографического отчёта.

Среди 18 участников встречи два наших земляка – руководители крупнейших музеев Тульской области «Куликово Поле» (В.Гриценко) и «Ясная Поляна» (В.Толстой). На фото Гриценко сидит почти рядом с Президентом, через одного по правую руку. На переднем плане справа налево спины Толстого, Мединского и Михалкова.

Я публикую сокращённый вариант отчёта, в наибольшей степени затрагивающий тульское региональное краеведение. Надеюсь на оживление тульского краеведческого сообщества.

В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые друзья!
Я знаю, что сегодня два события. Во-первых, Фонд культуры начал работать в своём историческом здании. Мы собрались как раз по инициативе Никиты Сергеевича [Михалкова]. И второе: Фонд культуры запускает новый краеведческий проект.
На мой взгляд, это очень важное, интересное и полезное дело. Безусловно, это ответ на запросы общества.
…Если федеральные органы власти вместе с Министерством культуры, вместе с Администрацией Президента – Владимир Ильич Толстой здесь представлен в качестве сотрудника Администрации, – если мы все можем оказать содействие и Фонду культуры, и Вам непосредственно, мы будем очень рады.
Н.МИХАЛКОВ: 
… Здесь очень важно, чтобы воспитывалась некая система менеджмента, людей, которые могли бы это нести в массы и нести к молодёжи, здесь важно, чтобы были новые технологии. В принципе, по большому счёту, Владимир Владимирович, это может стать одной из невероятно важных государственных программ воспитания человека.
…Это можно сделать именно через краеведение, повторяю, краеведение не как просто музей, а краеведение как движение к обобщению.
В.ТОЛСТОЙ: Грантовая программа для поддержки музейных экспозиций и отдельных выставочных проектов и плюс учёба – командирование, обмен опытом. Эти вещи будут поддерживаться по регионам и по территориям.
В.ПУТИН: Такой организационный интеллектуальный центр.
В.ТОЛСТОЙ: Да. И, естественно, некоторая финансовая поддержка, для того чтобы реализовывать эти проекты.
В.МЕДИНСКИЙ: Мне кажется очень важным, чтобы краеведческий музей выполнял функцию просвещения, то есть это было бы не место хранения старых вещей, а это был бы образовательный центр.
В.ПУТИН: Так всегда и было.
В.МЕДИНСКИЙ: Да, но сейчас это всё на частной инициативе. То есть хочет директор школы провести урок в музее, он идёт туда. Рекомендаций, нормативов не существует. Было бы очень здорово, чтобы было обязательство по линии Министерства образования два урока в год провести в стенах музея. Обязательно. А где ещё учить историю?
Н.СОЛЖЕНИЦЫНА: Сейчас, по-моему, очень важная роль краеведческих музеев в том, … чтобы мы помнили, что наша Родина давно стоит и история её непрерывна. Как её ни трактуй, но она непрерывна.
А.ЛЕВЫКИН: Владимир Владимирович, если можно, я представляю самый большой краеведческий музей всего нашего края – Исторический музей на Красной площади.
…Хорошо бы обратить внимание наших руководителей регионов на то, чтобы они как-то оказывали поддержку. А мы из центра поможем, мы поможем и выставками, мы поможем и своим опытом, мы поможем своими специалистами, советами.
Так что каким-то образом надо увеличить долю внимания, которую руководители на местах должны уделять этому. В этом наша история, в этом наше будущее, генетика.
В.ПУТИН: … Это очень важная составляющая работы – поддержка руководителей на местах, и муниципальных образований, и субъектов Федерации. Мы обязательно об этом поговорим с коллегами, обязательно. Без этого наладить эффективную работу, конечно, практически невозможно.
В.ГРИЦЕНКО: Если позволите, хотел бы короткое выступление начать всё-таки с цитаты. Сигурд Оттович Шмидт, основатель союза краеведов, сказал когда-то такие слова: «Краеведение – это всегда краелюбие». И во многом это краелюбие начинается в буквальном смысле с детского сада, со школы. И у очень многих любовь к Отечеству была привита как раз в школе благодаря тем маленьким краеведческим музеям, порой музеям, посвящённым каким-то историческим личностям, которые когда-то учились в этой школе. Мне кажется, очень важно, чтобы эта программа обязательно нашла свою поддержку по линии, может быть, Министерства образования – школьных музеев и музеев предприятий.
Сейчас многие предприятия – это уникальные коллекции. И порой, когда предприятия приватизируются, продаются – тоже понятно, это жизненный процесс, – те уникальные коллекции, которые сохранили историю о великих конструкторах, инженерах, уходят и растворяются. Это могут быть воинские части, когда собираются коллекции об уникальных командирах.
Понятно, что реорганизация всегда была и будет, но чтобы эти уникальные коллекции, рассказывающие об истории этих личностей, не уходили, мне кажется, это тоже очень важное направление – сохранение и передача исторической памяти.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, основатель Фонда культуры, когда-то сказал: «Краеведение – основа нравственного воспитания народа». Мне кажется, что сегодня эта тема становится весьма актуальной, это хороший знак и залог того, что мы сохраним свою историческую память и наши нравственные основы будут крепки как никогда.
В.ПУТИН: Это на самом деле очень важно, но непросто, этот процесс очень непрост. Здесь важна организационно-интеллектуальная основа этой деятельности, потому что просто сваливать какие-то материалы куда-то – это достаточно бессмысленно, они всё равно когда-то пропадут.
В.ГРИЦЕНКО: Только передача государственным музеям.
В.ПУТИН: Нужно понять, что и как делать, как этот процесс организовать. В любом случае, это важно.
В.ТОЛСТОЙ: Владимир Владимирович, можно одну короткую ремарку?
… краеведение надо воспринимать именно как общественное движение. Надо сказать, что оно дважды было полностью разгромлено за нашу историю: в 30-е годы физически уничтожали энтузиастов-краеведов, расстреливали массово, серьёзно, а в 90-е годы – полное отсутствие внимания, финансирования, и оно как бы само скончалось.
Поэтому сегодня нужен импульс, чтобы возродить само это движение, понятие, придать ему общественно значимый статус. И действительно, главам регионов, муниципальных образований дать понять…
В.ПУТИН: Мы поэтому и собрались здесь, в Кремле, для того чтобы этот импульс дать.
Я вас хочу поздравить с началом этого проекта и пожелать всем успехов.
Спасибо.

1 октября 2014 года, 18:40. Москва, Кремль

понедельник, 29 сентября 2014 г.

Антские остатки

Завершаю серию публикаций о коллекции вошедших в русский язык слов со звукосочетанием <ант>. Остатки тоже сладки.
ант – суффикс для образования субъекта или результата действия.
антанта - [фр. entente букв, согласие] военно-политический союз государств в 1904-1918 гг.
антресоль -  [фр. entresol] верхняя часть помещения или шкафа.
анти- приставка для образования отрицаний.
вантоз - [фр. ventdse < лат. ventosus ветреный] шестой месяц французского республиканского календаря.
вариант - [лат. variantis изменяющийся] видоизменение. 
кантар – (араб.) единица массы в странах Ближнего Востока и Средиземноморья; (рус.) большой безмен.
кантон - низовая административно-территориальная единица в некоторых странах.
карантин -  (ит. quarantino) изоляция больных и потенциально опасных.
кранты - конец, гибель.
ксантиппа - [гр. xanthippe] жена Сократа, нарицательное имя злой женщины.
мантапам - преддверие или просцениум индийских храмов.
панталык - толк, порядок.
пантеон – место поминания богов и выдающихся людей.
панты - неокостеневшие рога самцов оленей. 
прейскурант - роспись цен товаров.
сабантуй - (тюрк.) праздник окончания весенних полевых работ. 
санта – часть составных слов, содержащая смысл святости.
санти – сотая часть.
сантим - мелкая монета в некоторых странах Европы.
сервант -  [фр. servante] шкаф с застекленными полками.
серпантин - (лат. serpens змея) извилистая лента или дорога.
таранта - болтливый человек, пустомеля.
фант - (от нем. pfand) залог. 

фантош – (ит. fantoccio кукла) чучело.

Антские качества

Удивляет большое количество слов со звукосочетанием <ант>, определяющих личные человеческие качества. Большинство из них полезны и лестны. Даже авантаж и меркантилизм при разумном дозировании трудно назвать пороком. Если по моей версии память о наших предках антах причастна к появлению «античных» качеств, спасибо им за это превеликое.
авантаж – (фр. avantage) выгода, польза, благоприятное положение.
авантюра - [фр. aventure] рискованное дело.
антагонизм - [гр. antagonisma спор, борьба] непримиримое противоречие.
антоним - слово с противоположным значением.
антураж – обстановка, окружающая среда.
бризантность - [фр. brisant дробящий] способность измельчать при взрыве.
галантность -  (фр. galant ) изысканная вежливость, любезность.
девиантность – отклонение.
доминанта -  (ит. dominante) господствующий, главенствующий.
жантильность - жеманность, кокетливость.
инфантильность – (от лат. infantilis детский) ребячество.
конкордантность – (лат. concordare согласоваться) сходство по генотипу.
меркантилизм - (итал . mercante - торговец, купец) расчётливость. 
пантократия - (греч. pantokratia, от pan, pantos - весь, и krateo - управляю) всемогущественное правление.
пикантность – острота, привлекательность.
релевантность – (англ. relevant уместный) соответствие.
романтика – героика, мечтательность.
сантименты – обострённая чувственность.
талант – (гр. Talanton) 1) выдающиеся качества, особые природные способности; одаренность; 2) самая крупная единица массы и денежно-счетная единица, которая была широко распространена в античном мире (др. Греции, Вавилоне и других областях Малой Азии).
толерантность -  (лат. tolerantia терпение)  терпимость, снисходительность.
фантазия – (гр. Phantasia)  воображение.
франт – модник.

элегантность - (от фр. élégant) изысканный, грациозный, утончённый, изящный. 

среда, 24 сентября 2014 г.

Антская музыка

Множество слов со звукосочетанием <ант> вошло в музыкальный лексикон:
анданте – плавный темп музыки,
бельканто – (ит. bel canto букв, прекрасное пение) стиль вокала: легкость и красота звучания, мелодичная связность (кантилена),
дискант - (итал. discanto) самый высокий голос мальчиков,
канта – (церк.) похвальная песня,
кантабиле – плавно, растяжно,
кантата - род лирической поэмы; духовная песнь,
кантеле – (фин. Kantele) карельский и финский муз. инструмент типа гуслей,
кантилена - певучее место в музыке, 
кантор – (лат. cantor певец) певчий, учитель и дирижер хора, органист, автор духовной музыки;
кантри - (англ . country, сельский, деревенский) музыкальный стиль,
канты – (лат. cantus песня) старинные песнопения, преимущественно религиозные,
кафешантан – (фр. cafe chantant) кафе с пением,
куранты - музыка в часах или часы с музыкой,
сантур - (сантури) струнный ударный музыкальный инструмент, тип цимбал, в странах Ближнего Востока, республиках Закавказья;
сонант - слоговой или слогообразующий звук (противоп.: консонант)

тарантелла – (ит. tarantella) итальянский народный танец, неудержимо стремительный и темпераментный.  

воскресенье, 21 сентября 2014 г.

Антские украшения

В коллекции слов со звукосочетанием <ант> достойное место занимают украшения:
аграмант - плетеная или стеклярусная тесьма для женского платья, штор и т. п.
адамант – (от др.-греч.  δάμαντος  — «непреклонный, неумолимый») устар. то же, что алмаз, прозрачный твёрдый минерал, одна из форм углерода, дорогой драгоценный камень.
акант - (греч . akanthos) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения.
антаблеман - (entablement) венчание колонн,
антефикс – (лат. antefixa)  в античной архитектуре украшение карниза,
бант - узел со свободно выпущенными петлями, украшение из ленты или тесьмы.
банта – светлая пуговица,
бриллиант – (фр. brillant блестящий) искусственно ограненный алмаз,
бриллиантин - душистая жидкость для придания блеска волосам,
диамант – (устар.) бриллиант, алмаз,
кант – кайма, оторочка по краю, 
левантин - старинная богатая ткань,
финтифанты - мелкие украшения, безделушки,
эспантон - почетное оружие.

пятница, 19 сентября 2014 г.

Антская одежда и обувь

Звукосочетания <ант> сохранились в названиях одежды и обуви:
калантарь - безрукавый панцырь,
лантух – (южн. новорос., немецк.) рядно для покрышки возов,
мантель - летнее пальто,
мантилья - [исп. mantilla] женская накидка,
мантия - широкая, ниспадающая до земли одежда,
манто - широкое женское пальто, обычно меховое.
палантин - [фр. palatine] женская наплечная накидка из меха или бархата.
панталоны - (итал . pantalon) длинные мужские штаны и женское бельё,
пантолеты – род сандалий, подошва на ремешках или лентах,
пантуфли - домашние туфли без задников, шлёпанцы.

четверг, 11 сентября 2014 г.

Антские инструменты

Наследственная память европейцев о древних предках антах сохранилась звукосочетаниями <ант> в названиях орудий труда, приспособлений и механизмов:
антабка - скобка для ремня у ружья,
антал - бочонок, анкерок венгерского вина в 60 бутылок,
ванта - (гол. want - канат) толстая веревка,
гантели – ручной гимнастический снаряд,
кантари – счёты,
курант - пест для растирки красок;
мантыль – толстая верёвка,
топенант - [гол. toppenant] морская снасть,
шкант - [фр. scantle] нагель, вставной шип для соединения столярных деталей.

Транспорт:
бригантина - [ит. brigantino] легкое двухмачтовое парусное судно,  

тарантас - дорожная четырехколесная, обычно крытая повозка.

вторник, 9 сентября 2014 г.

Антская деятельность

Интересны корневые слова со звукосочетанием <ант> о деятельности:
антрепренёр - [фр. entrepreneur предприниматель] владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия,
баранта -[тюрк.] захват скота или иного имущества для принуждения к чему-либо. 
дантист - [фр. dentiste < лат. dens (dentis) зуб] специалист-практик по лечению и протезированию зубов, не имеющий высшего специального образования,
декантация - [фр. decanter сцеживать, сливать] сливание жидкости с осадка, 
десант - [фр. descente спуск, высадка] войска для высадки на территорию противника,
детант – англ. разоружение, разрядка,
драбант(drabant, trabant) телохранитель,
мантика - (от греч. mantike искусство прорицания),
пантомим - [гр. pantomimes всё воспроизводящий подражанием] актёр мимики, жестов, пластики без слов;
плантаж – (лат. plantare сажать) глубокая обработка почвы,
рабдомантия – (греч. гаданье) исканье кладов, руд, ключей, волшебным жезлом,
рантье - [фр rentier] живущий на проценты с капитала,
хант – (англ. hunt) охота, погоня.
шантаж - [фр. chantage] целевое запугивание,
шантрапа – никчемный человек, обманщик. Происхождение от франц. chantera pas «петь не будет» признается народной этимологией. 


Большинство этих слов пришло в русский язык из французского, но написанное <ent> произносится как <ант>. Не исключено, что это может быть доказательством того, что наследственная память об антах у восточных славян и англо-саксов сильнее, чем у южных и западных европейцев (предков французов и латинян). Здесь же просматривается родство вентов и венетов с антами.